В ноябре в столице Азербайджана Баку открылся ХI съезд дружбы, братства и сотрудничества тюркских государств и обществ. Съезд начался с минуты молчания в память о выдающихся "турках": от иранца Низами и таджика Навои до курдов Физули и Гейдара Алиева. Впрочем, на съезде присутствовали и истинные турки: вроде премьера Турции Тайипа Эрдогана и лидера кипрских турок Мехмета Али Талята. Оба этих политика в своих выступлениях особо остановились на проблеме Нагорного Карабаха.

 

Если исламист Эрдоган и его политические взгляды неплохо знакомы читателю, то Мехмет Али Талят является достаточно темной личностью.
На съезде Талят поблагодарил за внесение в повестку обсуждения проблемы Турецкой республики Северного Кипра, выразил уверенность, что в Баку будут обсуждены проблемы тюркского мира, а затем плавно перешел к Нагорному Карабаху. Талят, в частности, заявил, что кипрские турки "с пониманием относятся к трудностям, с которыми сталкивается Азербайджан в связи с проблемой Нагорного Карабаха, и всем сердцем ощущают проблемы Азербайджана".

 

Неизвестно, что у кипрских турок с сердцем, но вот с "пониманием" у их лидера как оказалось явные проблемы. Так, согласно информагентству АПА, Талят пожаловался, что "точно так же, как не выполняются принятые Организацией Объединенных Наций решения в связи с Карабахом, греческий Кипр, препятствующий нашим попыткам решить кипрскую проблему в рамках ООН, к сожалению, все еще признается как государство".

 

Талят явно не знаком с содержанием четырех Резолюций Совбеза ООН касающихся Нагорно-Карабахской Республики (НКР), иначе он бы знал, что Резолюции эти нарушались именно азербайджанской стороной. Он мог бы также знать о том, что в означенных Резолюциях Армения упоминается исключительно как государство, имеющее влияние на НКР, что все призывы к прекращению огня между НКР и Азербайджаном игнорировались именно последним. До тех самых пор, пока прибывающие из Карабаха в Азербайджан многочисленные гробы не заставили Бакинское руководство прекратить агрессию и запросить мира. Либо все это неизвестно Таляту, либо он весьма своеобразно воспринимает информацию.

 

Между тем в речи Талята прозвучал нюанс, имеющий далеко идущие последствия. Обратите внимание, Талят сетует, что Кипр "все еще признается как государство". Фактически оккупировавшие север греческого острова турки не скрывают своего стремления ликвидировать государство Кипр - члена ООН. Не скрывает Талят и своих потенциальных союзников в этом вопросе: "Самой ощутимой поддержкой, которая может решить наши проблемы, может оказаться поддержка со стороны ста миллионов жителей планеты". Сто миллионов жителей планеты - это, как несложно догадаться, тюрки всего мира. Особая надежда возлагается на Турцию, ибо, по его словам, "всячески поддерживающая нас Турецкая Республика движется по пути к Евросоюзу", а "Турецкая Республика немало может значить для Евросоюза".

 

Интересно также, что оккупацию Турцией части исконно греческого Кипра и создание там государства для пришлых турок Талят классифицирует как "правое дело", а вот построение коренными в Карабахе армянами своего государства воспринимает как источник сердечных болезней для турок-киприотов. Невзирая на абсолютную правовую корректность зарождения Нагорно-Карабахской Республики.

 

Более агрессивно, как это подобает премьеру флагмана тюркских государств, выступил Эрдоган, обвинивший зарубежные государства и международные организации в нерешенности карабахского вопроса. "Мы видим, как мировые страны играют против нас. В вопросе решения карабахской проблемы Минская группа - США, Франция и Россия, придерживается неправильной политики", - сетовал Эрдоган и тут же успокаивал азербайджанских тюрок: "Турция всегда будет рядом с Азербайджаном в деле освобождения оккупированных земель".

 

Речь премьера Турции - государства, являющегося результатом экспансии и оккупации исторических территорий армян, греков, арабов, изобиловала пантюркистскими призывами. "Сегодня уже нет преград и препятствий, разделяющих тюркские народы и страны. Мы должны использовать эту историческую возможность, которая определит наше совместное будущее и общие цели", - призывал Эрдоган. И для начала предлагал тюркским странам осуществлять совместную внешнюю политику.

 


Интересно, что перечисление Эрдоганом "тюркских" столиц больше напоминает планы по будущей пантюркистской агрессии, чем простой ораторский прием. Так, наряду со столицами тюркских государств Средней Азии он назвал еще и находящиеся в современном Узбекистане и населенные ираноязычными таджиками Самарканд и Бухару, почему-то упомянул столицу Кипра Никосию, назвав ее по-тюркски Лефкошой. Особенно зловеще выглядело в устах Эрдогана обращение к тюркам иракского Киркука. Вместе с тем Эрдоган воздержался от упоминания Крыма, Казани и Уфы, равно как и других центров тюркских автономий в Европе. На этом фоне выражения Эрдогана: "Я говорю это, потому что тюркские народы могут реализовать планы, о которых другие даже не мечтают" и "Это даст нам возможность построить наше совместное будущее", - выглядели особенно красноречиво.

 

Следует отметить, кстати, что Узбекистан проигнорировал съезд тюркских государств, а Киргизия и Казахстан делегировали в Баку лишь министра и замминистра соответственно. Как оказалось не все так уж ладно в тюркском мире. Однако настораживающие факты на лицо и не замечать это непозволительно.

Марат Акопян