- Олег Александрович, Конституционным судом Украины была подтверждена правящая коалиция. Тем не менее, оппозиция утверждает обратное и при любом удобном случае заявляет о незаконности создания коалиции. На ваш взгляд, каково решение КС?
 
- Это достаточно сложное решение. Я не буду говорить о том насколько оно правильное с юридической точки зрения. Это больше политико-правовое решение. Естественно, что данное решение принято только руководствуясь юридическими мотивами нельзя. В Конституционном суде, как и в других судебных органах, работают люди, которые так же живут в нашей стране и которым хочется видеть ее процветающей и успешной, это так же влияет на принятое Конституционным судом решение. Это совсем не значит что люди, работающие в системе юриспруденции взяточники, или преследуют какие-то свои меркантильные цели.

По поводу того, что сейчас делает оппозиция, могу сказать, что такая же ситуация возникала неоднократно, когда дело касалось решения политико-правовых вопросов. Вспомните, когда создавалась первая коалиция, мы, кстати, так же были в ее составе, потому сейчас мое мнение более чем объективно, тогда Конституционный суд обратил внимание только на то, что коалиция должна быть создана из фракций. Но никто не обратил внимания на второй пункт, что коалиция должна быть создана при участии 226 депутатов, нигде ведь не прописано, что все они должны быть фракционными. Поэтому было принято политико-правовое решение данного вопроса.

Я не могу утверждать, что в решении Конституционного суда есть только политико-правовая сторона. Есть четкое определение данного решения с юридической стороны, в частности то, что в состав коалиции должно входить 226 депутатов. Мне очень не нравиться когда оппозиция употребляет слово «тушки». Я всегда говорю: 226 человек или депутатов. Потому что, если уже на то пошло, то тогда можно говорить, что и оппозиция наша состоит из «тушек», а не из депутатов. Если даже брать в пример «Нашу Украину», которая не вошла в состав оппозиции, но многие из ее депутатов занимают посты министров. Оппозиция заинтересована в том, что бы показать, что она состоит из депутатов из разных партий, этим и определен такой своеобразный набор.

- Насчет оппозиции, как вы считаете, она сейчас есть в том понимании, в котором должна быть?

- На мой взгляд, оппозиция должна быть в любом государстве, причем развитая и сильная, имеющая определенное влияние на органы власти. Оппозиция ведь представляет одну из частей населения, которая голосовала за нее, и ни в коем случае не допустимо, что бы эта часть населения была отрезана от политической жизни страны.

- Я полностью с вами согласен в этом вопросе. Однако нынешняя обстановка в Украине пока обратная, как говорят «оппозиция размножается делением», как в такой ситуации можно говорить о мощном аппарате оппозиции?

- Я считаю, что это основная проблема всех наших политических образований. Все ведь они по своему характеру сущностно-изберательные.  Как пример можно привести те партии которые вошли в НУ-НС, все ведь они различны в своих стремлениях и своих подходах для их достижений.

В БЮТ так же очень сложные отношения между субъектами, дело в том, что под прикрытием харизмы Юлии Тимошенко в парламент пришли совершенно разные личности со своими целями и со своими стремлениями. Это достаточно негативная ситуация, когда избирательный интерес становиться выше интереса идеологического и принципиального.

- Можете рассказать о роли Блока Литвина в теперешней коалиции, да и вообще в чем ее отличие от предыдущей?

- В предыдущей коалиции мы до конца выполняли свои обязанности, вообще такая ответственность для нас характерна. В нынешней коалиции мы играем роль своеобразного стабилизатора. Мы не экстрималы, но и не сторонники радикальных мер. Мы понимаем, что по сравнению с нами есть более радикально настроенные люди, тем не менее, мы хоть и понимаем, что радикальные меры очень нравятся избирателям, но в то же время отдаем себе отчет о подобных действиях. Можно сказать, что наша задача принести в коалицию стабильность.

- Как думаете, сколько просуществует данная коалиция, ведь коммунисты уже начали выказывать недовольство во многих вопросах.

- Я бы не назвал это недовольством. Быстрее это отстаивание своих интересов. Я очень хорошо отношусь к коммунистам, но они сами поднимают свои кадровые вопросы на поверхность. Постоянно звучат вопросы типа, почему кого-то там назначили, а кого-то нет. С этим и связаны все их высказывания и заявления, и обратите внимание, что больше всех говорит Леонид Грач. Это быстрее всего связано с тем, что в Крыму коммунистам практически не досталось главенствующих постов.

- Кстати, по этой теме следующий вопрос вам. Как вы относитесь к тому, что практически все коалиционные силы сгруппированы в центре, а на местах власть досталась Партии регионов?

- Их можно по-своему понять. Любой чиновник хочет работать с тем, в ком он уверен, кого он знает и будет ему доверять. Например, губернатору будет достаточно сложно работать с представителями разных сил власти, не доросли мы еще, что бы понимать тот простой факт, что неважно какую ты партию представляешь, а важно как ты делаешь свою работу, насколько ты порядочен и трудолюбив.

- Как вы думаете, сколько необходимо времени, что бы был принят госбюджет?

- Для Николая Азарова принципиально важно, что бы госбюджет был принят в срок, который был обещан, когда его назначали на пост. Зная Виктора Януковича, я могу вам сказать, что хоть его и можно критиковать по разным вопросам, но то, что он достаточно опытный политик и принципиальный человек, который держит свое слово – это факт. По моим данным госбюджет уже полностью готов, а то, что пока это держится можно так сказать в тайне, связано с тем, что правительство Украины рассчитывает снизить цену на газ. От решения данного вопроса очень много зависит, в том числе и социальной сфере.

- По поводу социальной сферы. Партия регионов уже давно требует повышения соцстандартов. Может ли на данный момент правительство позволить себе это с нынешним бюджетом. И как вы собираетесь объяснить народу, то, что новое правительство не может пока выполнить своих обещаний в связи с тем, что экономика, которая досталась от предыдущего правительства, полностью разрушена?

- Как мне кажется, индексация в увеличении соцстандартов будет предусмотрена нынешним правительством. Это вопрос принципа для Азарова. Когда обсуждался вопрос о повышении соцстандартов я был у Азарова главным оппонентом , тогда прошел мой вариант, кстати не без участия Партии регионов.

- Это все понятно, но откуда будут выделены средства для проведения повышения?

- По данным Мирового банка на территории Украины теневой оборот финансовых средств уже давно превысил 50 процентов, когда в странах нашего уровня всего 17-18 процентов, вот оттуда и надо брать деньги. Из теневой экономики денег в бюджет страны не поступает, в то время как у нас это составляет более половины всех финансовых средств страны.

- И кто же выведет теневую экономику на свет?

- Разумеется, что не те, кто ее сейчас поддерживает. Дело в том, что многие из наших чиновников напрямую заинтересованы в ее существовании и процветании. Сейчас модно говорить о приватизации, в то время когда по точечным моментам схем совершенно не прозрачных в обход бюджета идут миллиарды. В качестве примера можно привести 4 миллиарда гривен, которые получил бюджет от раскрытия схем аукционов по нефти, добываемой в Украине. Вот здесь и надо брать деньги на повышение соцстандартов и на то что бы поставить нашу экономику на ноги.

 - Как вы относитесь к тому, что 9 мая в Киеве и Москве будут проведены совместные парады?

- Достаточно сложный вопрос. Я не вижу ничего плохого в таком параде, если он поможет укрепить отношения между нашими странами и народами, по-моему, это очень хорошее начинание, которое требует поддержки и понимания, а не жесткой критики. Как сюда будут приезжать российские военные должно решать министерство обороны, но скажу одно, нам необходимо укреплять отношения с Россией.

- Однако многие российские политики практически требуют от Виктора Януковича отмены приказа о присвоении Героя Украины Степану Бандере. Как это скажется на построении отношений?

- Я придерживаюсь той точки зрения, что не украинскому, ни какой либо другой страны президенту никто не должен указывать, что делать и какие решения отменять, какие принимать. По поводу того, что Виктор Ющенко своим приказом нанес ощутимый ущерб, я полностью согласен. Степан Бандера очень противоречивая личность не важно что он делал, но если президент принял решение о присвоении ему звания героя, то для этого должны быть свои определенные причины.

mignews.com.ua