Достаточно вспомнить его картины "Сладкий сок внутри травы", "Непрофессионалы", "СЭР – свобода это рай", "Кавказский пленник", "The Quickie". Многие знают и любят сына режиссера, замечательного артиста Сергея Бодрова-младшего, трагически погибшего в 2002 году при сходе лавины в горах Северного Кавказа. Бодрову-старшему 28 июня исполняется 60 лет.

 

Недавно на экраны вышла новая лента Бодрова "Монгол". Внимание к ней высоко: во-первых, фильм, представленный Казахстаном и снятый совместно с Россией и Германией, был номинирован на "Оскара". Во-вторых, интригует выбор темы. Чингисхан — один из самых могущественных и жестоких тиранов-завоевателей в человеческой истории. Фильм рассказывает о его молодых годах, о становлении личности, о борьбе героя с врагами, о его первой любви.

 

В самом начале беседы Сергей Бодров, улыбаясь, сказал, что его новая картина – симметричный ответ Казахстана на американского "Бората", который казахов жутко обидел.

 

- Сергей, твой предыдущий фильм "Кочевник" – это, насколько я знаю, международный проект казахской киностудии, который был завален, зашел в тупик, и ты выступил в роли палочки-выручалочки.

 

- Да, я стал своего рода чистильщиком, кризисным менеджером. Все отказывались, а я согласился помочь казахам на определенных условиях. Договорились, что я им помогу с "Кочевником", а они мне - с "Монголом". Да, это была спасательная операция, но и азарт меня охватил. Что касается новой картины, то некоторые американские критики почему-то считают, что "Монгол" – миллионерская затея. Я им пытаюсь объяснить, что это вовсе не так, что это трудный, многострадальный проект. Мы начали снимать, потом вернулись в Москву и опять поехали на съемки через год. Очень не хватало денег.

 

- Какой бюджет у картины? Цифры в прессе называют самые разные – от 10 до 20 миллионов долларов.

 

- Мы начали с десяти миллионов, потом стало двенадцать, а к концу сумма выросла примерно до 20 миллионов. Снимали мы в Казахстане и на севере Китая, во Внутренней Монголии. Китайцы – хорошие работяги, но когда они отвечают утвердительно на твой вопрос, это вовсе не значит, что они согласны.

 

- Восток – дело тонкое.

 

- Да. Приезжаем на съемки в пустыню, китайцев-статистов человек пятьсот, но пространства такие, что их не видно. Значит, надо было набрать толпу в тысячу человек для батальных сцен. Китайцы плохо ездят верхом, и я привез из Казахстана человек пятьдесят профессиональных наездников-каскадеров. Им надо было научить китайцев ездить верхом и исполнять разные маневры и трюки. Мы планировали массовые сцены снять за четыре недели, а потребовалось восемь.

 

- Актер, исполняющий роль Темуджина-Чингисхана, - японец Таданобу Асано. Его пассию играет монголка, а главного соперника – китаец. На каком языке общались участники съемочной группы?

 

 - На монгольском преимущественно. Строго говоря, мы привлекли не китайцев, а монголов, живущих в Китае и Монголии. Асано выучил монгольский язык специально для роли.

 

- Почему ты не снимал в Монголии?

 

- Они очень болезненно отнеслись к моему проекту. Как, впрочем, и некоторые мои соотечественники, которые стали задавать мне будто бы каверзный вопрос – а что хорошего нам, русским, монголы сделали, чтобы про них кино снимать? Я им отвечал: это часть нашей истории.

 

- Отчего монголы встретили вас в штыки?

 

- Мы сначала приехали в Монголию с хорошими намерениями. Как честные люди. Перевели сценарий для них. Они прочли – такое началось! Понимаешь, на протяжении 70 лет, когда Монголия была советской, имя Чингисхана было запрещено даже упоминать. Когда же Монголия получила независимость от большого соседа, то все стало прямо наоборот. Чингисхан – святой, бог, главное национальное достояние. И водка – Чингисхан, и папиросы – Чингисхан, в общем, все.

 

- Все-таки что их задело? Ревность, что чужой делает фильм?

 

- Ну, конечно! Русский режиссер, сценарий написал азербайджанец, автор сценария Ариф Алиев. Что они, мол, знают, что понимают в монгольской истории?

 

- Конкретные претензии были?

 

- Да. Они считают, что Чингисхан не мог десять лет сидеть в китайском плену, но про это есть у Льва Гумилева, а Гумилев не сам это придумал. Вообще в биографии Чингисхана много неясностей, пропусков. Историю его сначала написали враги – русские и европейцы. Все, кого он покорял. Пришли варвары, черти, звери. Но объяснить, почему он побеждал, никто не мог. Сочинялись небылицы, которые монголы охотно подхватывали – для пущего устрашения. Они приходили в города, которые сразу открывали им ворота и кланялись. Их боялись. И любопытно, что монголов было мало. Это все россказни, что воинов у Чингисхана было миллионы.

 

- А сколько у тебя времени ушло на исследовательскую подготовку?

 

- Гумилева я прочитал уже давно. На английском про Чингисхана я прочел, думаю, все, что доступно сегодня. На русский переведена очень хорошая французская книжка, она в ЖЗЛ вышла. Появилось несколько хороших книг в США, Англии и Австралии. В основном все ученые интерпретируют, строят свои концепции на основе очень скудных исторических свидетельств.

 

- У монголов же не было письменности?

 

- Не было, но известно, что Чингисхан при всей его жестокости был толерантен к религиям. Ни православные церкви, ни буддистские монастыри не облагались налогом. Часть его армии состояла из христиан.

 

- А у меня перед глазами стоит кадр из "Андрея Рублева", где монголы зверски казнят русского дьяка.

 

- Ну вообще-то у монголов было правило священников не трогать. Русские были себе самые худшие враги. Среди многочисленных врагов Руси монголы были меньшим злом, оккупантами их не назовешь. Пришли-ушли, назначив ясак. Не будете платить – тогда мы придем и будем говорить по-другому. Всего 10 процентов налог!

 

- По нынешним временам – очень по-божески.

 

- Александр Невский – приемный сын Батыя. Монголы на Чудское озеро послали свой отряд в помощь русскому войску.

 

- Казахи считают себя наследниками Чингисхана по прямой линии?

 

- Казахские князья всех жузов считают себя чингизидами. А китайцы считают его китайцем. Его внук, Хубилай, победил и в конце концов объединил весь Китай, стал императором, положив начало империи Юань. Для Китая он своего рода варяг, Рюрик, чужой, но свой, китаец.

 

- Я недавно прочитал любопытную информацию, что каждый двухсотый, или вроде того, житель Земли несет в себе ген Чингисхана.

 

- Несколько лет назад английские ученые нашли в Индии уникальную хромосому. Она передается только по мужской линии. Прослеживается она в Индии, Китае, Сибири, России и Европе. Миллионы людей несут в своей генетической памяти предположительную хромосому Чингисхана. У него было до тысячи жен и наложниц.

 

- Почему тогда у тебя в фильме Темуджин такой романтический однолюб?

 

- Потому что так и было. В моем фильме показано время, когда он еще не стал правителем. Жены его ждали впереди. Если я сделаю следующий фильм, будут и жены.

 

- На киносайте imdb.com уже вывешен твой проект 2010 года под названием "Чингисхан".

 

- Придумывают все. Может, и буду делать. Да, замысливалась трилогия. Но ясности нет. Мы до сих пор в долгах с Сельяновым (Сергей Сельянов – глава кинокомпании СТВ). К концу года, надеюсь, рассчитаемся. Картина выходит в 25-30 странах. В Америке она выходит во всех крупных городах. Если она пойдет хорошо, то на втором этапе проката существенно добавят количество копий. В Италии "Монгол" прокатывался лучше, чем "Спидрейсер",

 

- В Америке, например, главная аудитория – подростки, молодежь. Они сидят на игле фэнтези-комиксов со спецэффектами. Когда действие идет медленно, не с клиповой скоростью, они начинают зевать и нервничать. А твоя картина требует сосредоточенного внимания, в ней есть некоторая европейская медлительность. Это не их кино.

 

- Прокатчики устроили тестовые просмотры и убедились, что наша картина хорошо воспринимается американской аудиторией, особенно среди тех, кто старше 25 лет. Очень хороший "респонс" от женской аудитории. Да, это экшн, но это и любовная история.

 

- Фильм снят на монгольском языке. Ты с самого начала решил делать диалоги на монгольском?

 

- Ну не на русском же. И не на английском. Глупо. Смешно смотреть. Мне сейчас предлагают снять все заново на английском с большим бюджетом, но мне не очень интересно. Вот забрасывают сейчас однотипными сценариями фильмов-эпиков. Но я вряд ли подпадаю под стереотип. Мне важна конкретная история. Я хотел бы сделать фильм о последних годах Чингисхана, я уже 35 страниц сценария написал. Король Лир по-монгольски, с тысячью жен, с детьми, наследниками, есть кому передать власть, есть что успеть сделать до смерти.

 

- Тебя в Казахстане еще не сделали почетным казахом? Ты так много для них сделал.

 

- Пока нет (смеется). Вот недавно выступил продюсером двух картин Гуки Омаровой. Я там свой. "Монгол" в Казахстане имел успех, смотрели фильм семьями. Я себя там чувствую как дома.

 

- В российском кино заметен интерес к теме твердой руки, деспотической власти. Некоторые рецензенты твою картину ставят в этот ряд, прозрачно намекая на аналогии с современностью.

 

- В России любят сочинять, придумывать. Мой фильм не патриотический. Он борется со стереотипом. В старых учебниках Чингисхан был плохим, а вот Сталин был хорошим. Мы историю свою не очень хорошо знаем. Иваны, не помнящие родства. Очень легко заклеймить врага. Надо относиться к истории объективно. Национализм в России очень опасен. Уже сейчас убивают людей только за то, что чурки, узкоглазые, а суды присяжных отпускают убийц. Это очень опасно. Большая часть России – Азия, в ней живет 30 миллионов мусульман. Меня спрашивают: а кто вам заказал это кино? У меня и у моего продюсера Сергея Сельянова ситуация благоприятная – мы делаем то, что нас интересует. Мне говорят, что я специально делаю картины на экспорт. Ерунда. Меня всегда увлекают интересные истории. Так было и с фильмом "Свобода это рай", с "Кавказским пленником". Так и с "Монголом".

 

- В России фильм прокатывался?

 

- Да, и результаты очень неплохие. Его показывали в кинотеатрах, выпустили на DVD.

 

- А как его воспринимают в разных странах? Как азиатский, как восточноевропейский?

 

- Япония сразу решила, что это их кино. Вообще в Азии – на ура. Для Франции, где картина прошла очень хорошо, воспринималась как экзотический эпик. Ее там выпустили на 170 копиях. Как и во Франции, в Италии она вышла в дублированном варианте. В Англии ее выпустят примерно на 200 копиях.

 

- Какие вопросы тебе задают на встречах со зрителями?

 

- Что правда, что неправда? Почему вы это сняли?

 

- Сейчас твой фильм прокатывается в США. Если там он будет иметь успех, вполне вероятно, последует приглашение в высшую лигу Голливуда.

 

- Я же там работал. Это интересно, но за тебя принимают главные решения. А я хочу сам принимать решения. Я хочу, чтобы за мной был контроль за final cut (мастер-копия фильма). Мне сейчас предлагают снимать "Марко Поло", "Кортеса", "Тарзана" - большие проекты.

 

- Как ты относишься к Тимуру Бекмамбетову, который сумел попасть в крупнобюджетный Голливуд? Сейчас вот выходит его фильм "Разыскивается" ("Wanted") с Анджелиной Джоли.

 

- У него все должно хорошо сложиться. Тимур - работоспособный, творческий человек, имеющий вкус к компьютерным спецэффектам.

 

- Какое-то получается казахское нашествие на Голливуд. Правда, тебя вообще невозможно ни на какую полочку поместить. Опыт российский, европейский, азиатский, американский. Космополит, гражданин вселенной.

 

- Меня спрашивают часто: где вы живете? Отвечаю: там, где в настоящий момент работаю. В последние годы это Казахстан, Монголия, Китай.

 

- А где ты прописан?

 

- Это проблема. Два чемодана у меня стоят в Китае, есть вещи в Аризоне, Германии, Москве. Иногда трудно что-то найти.

 

- Твоя судьба – судьба русского режиссера, успешного в Америке - уникальна. Можно еще, пожалуй, вспомнить голливудскую одиссею Кончаловского, который в итоге вернулся и работает в России. Почему российская кинорежиссура так плохо конвертируется?

 

- Первая причина – незнание языков. На этом все заканчивается. Далее - многолетнее пренебрежительное отношение к режиссерам развлекательного кино, например, Гайдаю. Уважение было к "авторам", а тех, кто делал зрелищное кино, считали вторым сортом. Но ситуация меняется. Сейчас пришел Тимур, кто-то еще придет.

mignews.com