В их число вошли такие хиты, как "Розовый фламинго", "Просто кончилась зима", "Никто никогда". После вынужденного перерыва, связанного с рождением сына, певица вернулась на сцену, не потеряв интереса к музыке и с удовольствием участвуя в самых интересных проектах, например, в российском фестивале босса-новы.
– Из Вашей главной песни из нового альбома "Сирена" вытекает, что красота словно провоцирует мир на насилие. Люди бегут от красоты, сказки, иллюзии. Как вы думаете, почему?
– Люди вообще склонны втаптывать в грязь кумиров, которых они сами же себе и создали. Свежий тому пример – история вокруг Бритни Спирс, которую сейчас подвергают жестокой и безумной травле. Толпа, которая когда-то сама превознесла ее до небес, сегодня не упустила случая ее растоптать. У этой, по сути, совсем еще юной девушки даже отобрали детей. И после такой реальной жизненной трагедии никто не упускает случая ударить ее за любой промах. На нее нападают и рвут на части, как крысы. У меня даже возникла идея как-то публично выступить в ее защиту. Так устроена толпа: она получает удовольствие вознести человека и еще большее удовольствие – его растоптать.
– У вас лично был опыт таких отношений с публикой?
– Такого – нет, хотя на ранней стадии я сталкивалась с предвзятым ко мне отношением. Но всегда понимала, что я не купюра в сто долларов, чтобы нравиться всем. Если честно, я не чувствую тотальной близости с народом. И вполне допускаю мысль, что и народ может ее не чувствовать. Я всегда пела для определенной части публики, которая раньше называлась интеллигенцией. Сейчас это слово утратило свой смысл, но я надеюсь, что люди, для которых литература и музыка – не пустой звук, относятся ко мне с пониманием и, может быть, даже любовью. А от остальных я этого и не жду.
– Показалось, что ваш альбом пропитан ностальгией по юности. Что вы потеряли и что приобрели по сравнению с собой семнадцатилетней?
– Жизненный опыт. Вы знаете, мне с детством повезло. Я росла в любви. Со мной не случалось ничего плохого. И я выросла с уверенностью в том, что все вокруг хорошие и добрые и жизнь прекрасна. Не ждала ни от кого ни зла, ни обмана. И когда я поняла, что это не так, это было для меня большим разочарованием. С тех пор я не могу отказать себе в удовольствии сбежать в эту иллюзию, в которой все осталось таким же, как в том мире, где мне было семнадцать. И там, широко распахнув душу навстречу всему, жить.
– Приехав в этом мироощущении в Москву, вы быстро нашли себе людей, которые вас понимают?
– Мне очень везло и везет на людей. Когда я приехала, встретила талантливых людей, которые мне помогали много и совершенно бескорыстно. Миша Хлебородов снял для меня такие красивые клипы! Музыканты встретились замечательные.
– Какой вы видите судьбу нового альбома?
– Вы знаете, в нем много человеческого, искренних чувств, не замешанных на желании понравиться. Поэтому, я думаю, он будет услышан.
– Такое впечатление, что вас после этого альбома станут называть Сирена Свиридова. Потому что эта песня имеет все шансы стать абсолютным хитом. Кто написал вам ее?
– Я сама. Как и все остальные песни альбома. Взяла гитару и написала "Сирену" за полчаса. И стихи, и музыку. Альбом написан в совершенно непривычном, новом жанре, который, я думаю, будет открыт в будущем.
– Почему вы выбрали именно МХАТ как площадку, на которой будет представлен ваш новый альбом?
– Потому что это камерная сцена, и для моего камерного, акустического, очень доверительного альбома она наиболее органична. "Олимпийский" требует совершенно иной музыки.
– У вас уже был опыт использования театральной площадки для реализации себя не только как музыканта. Причем опыт совершенно бескорыстный. Что он вам дал?
– Да. Я два сезона отработала в "Школе современной пьесы" у Райхельгауза. Платили там действительно катастрофически мало, но я делала это с большим удовольствием, и, если будет еще серьезное театральное предложение, я готова буду вновь поступиться материальной выгодой ради искусства.
– Вы легко находите понимание у тех, кто может финансово поддержать ваши музыкальные проекты? Или это сложно?
– Это сложно, но это возможно. С новым альбомом мне помогли финансово справиться мои друзья, не посторонние люди. Безусловно, продвижение проекта требует больших финансовых вливаний, с которыми я вряд ли бы сама справилась.
– Как вы считаете, можно добиться успеха, обладая только талантом?
– Нет. Одного таланта недостаточно. Нужно обладать колоссальной жизненной энергией. Когда тебя закатывают в асфальт, а ты прорастаешь, как трава. Эта сила, если она есть, дается человеку от рождения. Я бы с удовольствием писала песни, не задумываясь, как их донести до людей, но редко могу себе это позволить. Пожалуй, только в последние пять лет, когда у меня родился ребенок, я занималась семьей и была абсолютно счастлива. Для меня вообще характерна такая позиция: "Любить - так любить. Работать - так работать".
– Были у вас такие ситуации, как у Леннона, когда он ушел в семью? К нему приезжал Маккартни с гитарой, чтобы спеть новую песню, а Леннон выгонял его: "Убирайся со своей дурацкой гитарой, я занят сыном".
– Да. На самом деле, я считаю, что Леннон делал правильно. Потому что жизнь не состоит только из написания песен, делания карьеры и мелькания по "ящику". Все зависит от того, что тебе на самом деле нужно в определенный момент. И я пяти секунд не жалела, что за эти годы моя карьера пошла на спад.
– А если вам больше просто не захочется петь?
– Вполне допускаю это. Но поскольку энергии у меня много, она просто войдет в иное русло.
– И вы спокойно отнесетесь к тому, что вы как певица перестанете существовать?
– Вы знаете, существует такая вещь, как время, которое тебе отпущено, чтобы творить. Юрий Антонов писал совершенно гениальные вещи, а потом перестал писать вообще. Он не пишет ничего нового уже давно и просто поет старые вещи. Потому что время, отпущенное ему на творчество, вышло. Источник иссяк. И если я буду чувствовать, что иссякает и мой источник и мне нечего больше будет сказать, то насиловать себя не буду. Честно говоря, за последние три года я не написала ни одной песни. Потому что я ничего не хотела сказать в песнях. Зато я написала книжку. А потом вдруг пошли песни одна за одной, и я никак не могу остановиться, все говорю и говорю.
– Какая публика дает вам наибольший драйв?
– Не бывает плохой аудитории. Бывает неумение артиста установить с нею контакт. Аудитория – она как дети. После института я год работала в школе учителем пения. И могу вам сказать, что любая аудитория ничем не отличается от третьего класса. Научишься овладевать вниманием тридцати восьми третьеклассников, которые бесятся и носятся, и тебе любая аудитория не страшна. Законы те же.
– Шоу-бизнес перестал собирать большие залы. Как вы думаете, идем ли мы в сторону хорошего камерного шансона?
– Я надеюсь. Мой альбом как раз камерный. Я замечала, что в предыдущих альбомах я использовала идеи, к которым народ приходил через несколько лет. В 1987 году я пела в стиле r’n’b, который только сегодня, наконец, завоевал эфир. Надеюсь, это произойдет и сейчас, и нас всех ждет камерная музыка "для сердца".
– Как вы думаете, музыка может изменить сознание человека, сделать его лучше?
– Я думаю, что единственное, что может изменить человека в лучшую сторону, – это он сам. При наличии желания. Пока еще ни одна идея, даже самая хорошая, не нашла своего полного воплощения в жизни людей. Любимый народом православный тезис "Бог простит, если ты раскаешься" дает отсутствие стимула духовного роста. С индуизмом все не лучше. Религия гуманна, а в Непале расстреливают королевскую семью. Ситуация с Бритни Спирс сложилась в христианской стране. Все зависит только от усилий самого человека. Тогда, может быть, общество изменится в сторону добра. Говорят, есть другая жизнь. Говорят, в Австралии люди не запирают дома и могут ночью остановить машину, и тебя довезут и не ограбят. Но я в Австралии не была.