В материалах обвинительного заключения, в частности, отмечается, что, кроме нарушений, которые были допущены пилотами при выполнении фигур высшего пилотажа, есть совокупность нарушений в подготовке к демонстрационным полетам и служебная халатность должностных лиц.

 

 

В частности, «правовых оснований для празднования 60-й годовщины 14-го авиакорпуса не было». Как поясняется в материалах заключения, в соответствии с существующими нормативно-правовыми актами, государственным предприятиям, ведомствам, учреждениям, организациям запрещено проводить массовые мероприятия по случаю очередной годовщины раньше, чем через 25 лет с целью сохранения бюджетных средств.

 

 

Тем не менее, как указывается в заключении, командующий на то время 14-м авиакорпусом Онищенко в апреле 2002 года принял решение отпраздновать 60-ю годовщину со дня образования корпуса и включить в программу мероприятий демонстрационные полеты на малой высоте с использованием фигур высшего пилотажа, в частности на самолете Су-27УБ. Об этом 23 апреля того же года он издал соответствующий приказ о создании организационного комитета по подготовке к празднику и телеграммой известил на то время командующего ВВС Украины Стрельникова.

 

 

В свою очередь, Стрельников, зная о существующих нормативных документах, «не запретил Онищенко празднование «надуманной» годовщины». Вместо этого издал распоряжение подготовиться к проведению праздника. В материалах заключения отмечается, что при этом должностные лица знали, что для демонстрационных полетов «нормативной базы в Украине не существует», а потому ограничились распоряжениями, а не организацией работы, в частности, по разработке нормативных документов, регламентирующих проведение демонстрационных полетов.

 

 

Кроме того, должностные лица не контролировали подготовку экипажа к такому роду мероприятий. В первую очередь, пилотам не были доведены размеры пилотажной зоны, а незадолго до непосредственно праздника Онищенко отменил генеральную репетицию запланированного шоу на аэродроме «Скнылив», в том числе и с использованием самолета Су-27. О своем решении Онищенко проинформировал Алексеева и Волошенко, которые согласились с ним.

 

 

В то же время, каких-либо документов, подтверждающих проведение с летчиками Су-27 Егоровым и Топонарём штурманской подготовки, не выявлено. Также не разрабатывалась специальная программа полета для экипажа; а репетиция демонстрационного полета проходила только один раз.

 

 

Вместе с тем, должностные лица не проверили соблюдение правил безопасности в районе Скныловского аэродрома и зоны пилотирования; не довели до населения, в частности зрителей, информацию о возможной опасности и риске. В результате, недостаточно подготовленный экипаж самолета начал выполнять фигуры высшего пилотажа непосредственно над аэродромом вблизи к расположению людей, и при выполнении третьей фигуры пилотажа (косой петли с поворотом) пилоты допустили ошибку, в результате которой самолет столкнулся с бетонным покрытием аэродрома и стал продвигаться в направлении зрителей.

 

 

Как отметил в беседе с журналистами адвокат Стрельникова Василий Диденко, учитывая то, что обвинительное заключение содержится почти на 500 страницах в четырех томах, его оглашение может растянуться на несколько дней.

 

 

Как сообщалось ранее, 27 июля 2002 года на военном аэродроме Скнылов в результате падения самолета Су-27 погибли 77 человек, в частности 28 детей. Еще 500 человек признаны судом пострадавшими.

 

 

24 июня 2005 года Военный апелляционный суд Центрального региона во Львове объявил приговор шести летчикам.

 

 

На данное время наказание в тюрьме отбывает только пилот Владимир Топонарь.

 

 

Уголовные дела в отношении четырех генералов Генеральная прокуратура выделила в отдельное производство.

 

 

25 февраля Военный апелляционный суд Центрального региона начал рассмотрение уголовного дела по обвинению четырех генералов ВВС Украины, причастных к организации авиашоу на Скныловском аэродроме: первого заместителя главнокомандующего Военно-воздушных сил Онищенко, бывшего главнокомандующего ВВС генерал-полковника запаса Стрельникова, бывшего заместителя главнокомандующего ВВС по боевой подготовке генерал-лейтенанта запаса Волошенко и бывшего заместителя начальника по боевой подготовке генерал-майора запаса Алексеева. 

 

УНИАН