Следствие считает, что виновником взрыва был 21-летний Евгений Вахрушев, который вольно или невольно привел в действие самодельное взрывное устройство.
В пятницу утром Вахрушев был похоронен на Тоазовском кладбище Тольятти. Похороны прошли в обстановке полной секретности. На них присутствовали только родственники и близкие друзья погибшего. Вахрушев был погребен первым из восьми жертв взрыва. К его матери, Надежде Вахрушевой, приставлена охрана.
"Он главный подозреваемый, но пока мы не можем объяснить мотива его поступка", - сказал один из участников расследования. Вахрушева похоронили первым, на церемонии было мало народу, так как информации о времени погребения не было. К его матери приставили охрану.
Немалую путаницу вносит и маршрут, по которому следовал Евгений Вахрушев. Дело в том, что он ехал не из своего дома, где, по одной из версий, была изготовлена взрывчатка, а, наоборот, по направлению к нему со стороны Автозаводского района Тольятти.
"Версий может быть сколько угодно. Он мог перевозить взрывчатку по чьей-нибудь просьбе, мог изготовить ее сам в другом месте и вести домой, мог действительно готовить теракт, например, на рынке или в Тольяттинском госуниверситете, мимо которых должен был следовать автобус, мог таким образом покончить с жизнью", - сказал источник издания в УВД Тольятти.
Он же не исключил, что взрывчатка могла быть оставлена в автобусе и до того, как в него сел Евгений Вахрушев: "Он мог полезть в бесхозную сумку или рюкзак, начиненные взрывчаткой, просто из любопытства и подорвался".
"Российская газета" со ссылкой на свои источники в правоохранительных органах утверждает, что Вахрушев имел обиду на весь свет. Он в принципе вел нелюдимый образ жизни, а после того, как его в 2005 году отчислили из социально-экономического колледжа, замкнулся в себе практически полностью.
На учете в психоневрологическом диспансере он не состоял, но следователям удалось точно установить, что Евгений уже предпринимал несколько неудачных попыток самоубийства. У молодого человека с детства мог выработаться комплекс неполноценности - известно, что он долго лечился от заикания.
"Комсомольская правда" утверждает, что Евгений Вахрушев был тихим и скромным молодым человеком. В этом сходятся и школьные учителя, и соседи. Учился в социально-педагогическом колледже на отделении иностранных языков. Но бросил на третьем курсе в 2005 году.
Педагоги говорят, что заявление об уходе он принес вместе с матерью. В нем значилась банальная причина "по семейным обстоятельствам". В колледже уточнять обстоятельства не стали. Но знакомые семьи рассказали нам, что Евгению было очень трудно учиться и в школе, и в колледже из-за сильного заикания. Сверстники просто изводили его дразнилками.
После ухода из колледжа парень вел замкнутый образ жизни, друзей у него не было. На работу так и не устроился, перебивался разовыми заработками. Мог, например, выточить деталь на токарном станке. Вечерами играл в компьютерные игры, читал книги. На его полках - сплошь серьезная классическая литература: Ремарк, Пушкин, Колридж, Сэлинджер, Ионеско, Ирвинг, немецкие романтики. Причем томики не просто пылились на стеллажах, Женя их перечитывал. Над столом - изречение на латыни: "Parva domus - magna quies" - "Малое жилище - великий покой". Эта фраза часто употребляется в качестве эпитафии - ее высекают на надгробиях.
Куда в то утро ехал ее сын, Надежда Павловна не знает. "Накануне он раньше, чем обычно, лег спать. Как правило, он допоздна засиживался у компьютера. Утром раненько встал, собрался и выскользнул из дома. Сказал мне только: "Пока". Я в это время на работу собиралась, думала, что догоню его, но не успела".
При обыске в квартире Вахрушевых нашли несколько самодельных петард. "Ну да, это Женя делал, - подтвердила мать. - А что, все балуются, взрывают бомбочки, вот и он тоже". В этот же день обыск провели и на даче Вахрушевых. К следственному делу присоединили и несколько пакетов с удобрениями. Были ли среди них с селитрой, которая может служить компонентом для взрывчатки, пока не ясно.