Многие водители оценили преимущества использования автомобильного кондиционера, но есть сторонники, которые считают иначе. Не будем называть их глупыми или дураками.

А попробуем разобраться со специалистами станции технического обслуживания.

Автомобильный кондиционер входит в состав климатической установки, которая управляет микроклиматом в автомобиле:

  • подогревает воздух, если он холоднее, чем в салоне;
  • охлаждает воздух, если он теплее, чем в салоне;
  • увлажняет (если система оборудована увлажнителем);
  • может ионизировать воздух (если система оборудована ионизатором).

Принцип работы большинства кондиционеров – это выделение и поглощение тепла при переходе жидкости хладагента в газ и наоборот.

Это непростые условия работы. Вот показания при включенной системе:

  • сторона низкого давления 240 кПа, 4°С (2,4 атм. – это как давление в колесе автомобиля);
  • сторона высокого давления 1240 кПа, 54°С (12,4 атм.).

Система кондиционирования испытывает большие перепады давления плюс воздействие агрессивной среды под капотом, это в первую очередь:

  • вибрация;
  • грязь;
  • температура.

А теперь посмотрим, какую пользу или вред водителю приносит система кондиционирования.

Преимущества

1. Комфортная температура в автомобиле.

2. Безопасность и поддержание благоприятного самочувствия водителя. Это снижает случаи аварийных ситуаций (особенно касается людей страдающих гипертоническими и др. заболеваниями).

3. Отдельные системы кондиционирования снабжаются специальными фильтрами. В этом случае кондиционер - это очиститель воздуха.

4. Исключается запотевание окон в дождливую погоду (а также естественное запотевание). Улучшается обзор, во время движения.

5. Режим рециркуляции воздуха в салоне. Изолирует от вредных выхлопов, грязи и пыли в городском режиме (особенно актуально у кого дети).

Недостатки

Охлаждение делает воздух сухим и вредным для дыхательных путей и слизистой оболочки (усовершенствованные системы оснащаются увлажнителями).

1.Использование ядовитого хладагента. Опасные пары фреона (хладагента). При их разложении выделяются вредные токсины.

2. Работа в тяжелых условиях узлов кондиционера со временем приводят к утечкам хладагента (которые трудно обнаружить без специалиста).

3. Дорогой ремонт. Сложности самостоятельного ремонта и обслуживания.

4. Фреон постоянно улетучивается из системы, поэтому автокондиционеру требуется дозаправка.

5. При включении климатической установки с нагретым воздухом, концентрация вредных летучих веществ (бензола, фенола и др.) увеличивается и попадает сразу в легкие. Обязательное проветривание салона.

6. При включенной системе охлаждения, человек попадает с жары под прохладный обдув. Причина простудных заболеваний.

7. Кондиционер является разносчиком болезнетворных микробов (к примеру, «легионелла» которая, заводится на испарителе).

Можно еще обсудить нагрузку на двигатель (снижение мощности) и как результат дополнительный расход топлива в городском режиме.

Но это спорный вопрос, когда скорость автомобиля увеличивается.

При скоростном вождении, закрытые окна компенсируют затраты топлива на работу кондиционера. Так как с открытыми окнами аэродинамическое сопротивление автомобиля увеличивается и расход топлива соответственно.Все зависит от стиля вождения.

Делаем выводы

Недостатков получилось больше, и выглядят они устрашающе. Но не будем торопиться.

По недостаткам:

  • Недостатки проявляются при неправильной эксплуатации кондиционера и его несвоевременного технического обслуживания;
  • Пренебрежение к техническому обслуживанию: замена фильтров, низкий уровень хладагента в системе, периодические пуски компрессора, забитый радиатор конденсора и т.д. карается поломкой системы охлаждения;
  • Нет возможности качественной профилактики, включающую в себя антибактериальную обработку, продувку, промывку и т.д.;
  • В «бардачке» автомобиля с завода лежит брошюра «букварь», которую редко читают автолюбители. А зря. Много интересного и полезного можно узнать о своем любимом автомобиле, в том числе и по его обслуживанию;
  • Всегда можно обратиться на проверенную станцию ТО к специалисту. Все неисправности и «болячки» давно отработаны. А вот их устранение уже заставит вас задуматься.

Обобщим причины недостатков кондиционера:

  • Система требует внимания, иначе дорогостоящий ремонт. Заменой одного узла системы редко обходится. Добавим к этому демонтаж/установка под капотом и в салоне автомобиля;
  • Конструктивные особенности и условия эксплуатации системы приводят к преждевременным поломкам;
  • Труднодоступная чистка испарителя. Система охлаждения как пылесос и за 2-3года испаритель обрастает «мхом» из разной дряни.

Поэтому многие россияне катаются с нерабочим кондиционером и даже не пытаются его восстанавливать. Либо меняют авто на новый каждые 5 лет.

По преимуществам:

  • Безопасность. Поездка или напряженная работа в зной за рулем изматывает и притупляет внимание, ухудшается самочувствие. Это опасно для жизни самого водителя и для других участников движения. Здесь кондиционер хороший помощник для безопасного вождения.
  • Комфорт. Уверенное поведение на дороге;
  • Снижение утомляемости. Повышение работоспособности водителя;
  • Положительные эмоции и удовольствие от вождения;
  • При заботливом обслуживании автомобильный кондиционер, в среднем, работает надежно 5 – 7 лет.

Преимущества очевидны и тот, кто испытал прелести вождения автомобиля с кондиционером теперь не откажется от комфортной езды в жару. Если установлена климатическая система - то удобство пользования и набор функций становится еще шире.

Несколько слов о противниках кондиционеров:

  • Это нормальные и адекватные люди, радеющие за чистоту и экологию.
  • Владельцы подержанных или раритетных автомобилей, у которых к ним любовь и привязанность;
  • Жители северных районов, для которых важнее отопитель чем кондиционера и возня с ним из-за одного месяца жары в году;
  • Сельский житель, жизнь которого размерена и не связана с городскими пробками и каждодневными поездками на солнцепеке;
  • Люди, у которых ограниченный бюджет. Некоторые производители намеренно оставляют такую нишу автомобилей без кондиционера (без дополнительных опций);
  • Водители, которые принципиально не хотят переплачивать 15-20% от стоимости авто за кондиционер, понимая, что это искусственное вздутие цен (рыночная уловка);
  • Те, кто приобрел подержанный автомобиль с «умирающим» кондеем. Или у них возникла поломка, на ремонт которой требуются ощутимые вложения. И теперь они уверяют других, что прекрасно обходятся без кондиционера, он им совсем не нужен;
  • Автослесари, которые ремонтируют (демонтаж/установка) данную систему.

Заключение

В загрязненных городах, мегаполисах, при движении на дорогах с низкой скоростью, в пробках на жаре, автомобильный кондиционер — это благо.

Находиться в таких условиях бывает даже опасно для здоровья. Но люди вынуждены с этим сталкиваться каждый день, жить и работать. Поэтому нужен автомобиль с климат контролем как безопасная капсула для защиты от внешнего мира. Жизнь и здоровье человека перевешивают все недостатки данной системы.

Технический прогресс заставляет изобретать все новые и новые «технологические костыли» чтобы облегчить жизнь людей. Но эта гонка ведет в тупик, делая планету непригодной для проживания. С разумной точки зрения – это вред.

Как выход из тупика – это использование природных или подобных природе технологий. Природа уже создала все необходимое для счастливой жизни на Земле.