Тогда представители НКЦБФР зафиксировали этот факт. И, о чудо, позже менеджмент завода получил уведомление о решениях собрания-призрака, собрания, которое никогда не проводилось. Например, об избрании новых членов наблюдательного совета, среди которых упоминаются такие интересные личности, как директор Центра военно-стратегических исследований Национального университета обороны Украины им. Черняховского. Никто даже не задумывался, как представители государственных органов могут находиться в наблюдательном совете частной компании.

Кому выгодно такое запутывание ситуации, кто делает все, чтобы парализовать органы управления заводом?

98,74% акций ПАО "Николаевский судостроительный завод "Океан" контролирует компания Zonel Operations Limited (Кипр), за которой стоит председатель наблюдательного совета завода Сергей Копылов. Под его чутким руководством на протяжении 2010-2011 годов завод умышленно доводили до банкротства. Задолженность предприятия в этот период превышала 800 млн грн, из которых 50 млн грн - заработная плата. Недаром первый иск от Пенсионного фонда Украины был подан именно в этот период.

Возможно, именно поэтому последнее собрание акционеров было по сути сознательно сорвано? Да-да, отсутствие кворума отнюдь не случайно. Ведь утвердить плачевные результаты работы - значит взять на себя ответственность за плачевное состояние завода. В прошлом году его чистый убыток увеличился на 44,3% - до 160 млн грн, а общая задолженность достигла 889 млн грн.

Возможно, именно поэтому на регистрацию 15 тысяч (!) акционеров в повестке дня отводилось всего-навсего 20 минут. Понятно, что в столь сжатый срок провести эту процедуру невозможно физически. Кроме того, перечень вопросов был подготовлен сознательно с нарушениями, например, содержал отчет ревизионной комиссии. Но никто не потрудился утвердить ее состав на предшествующем собрании. Не говоря уже о том, что никто не определил председателя и секретаря общего собрания, никто не подготовил для исполнительного органа проект решений по вопросам повестки дня. Ну, а чтобы голосовать за них, требовались как минимум бюллетени, которых тоже не было в силу неизвестных причин. Руководство завода получило их на следующий день после запланированного собрания. "Вовремя", что сказать...

Словом, все делается для того, чтобы ситуация вокруг предприятия становилась все более запутанной. В мутной воде, как говорится, и легче рыбку поймать. А если учесть, что с Копыловым связан один из крупнейших кредиторов предприятия - Belmont Industries, - которой завод "должен" 625 млн грн, то все становится на свои места.

Не надо забывать, что структуры Копылова находятся в состоянии корпоративного конфликта с бывшим акционером "Океана" - бизнесменом Константином Жеваго. Он с 2012 года пытается всеми силами вернуть завод под свой контроль. По всей видимости, Копылову и людям, которые стоят за ним, пока что нечего противопоставить Жеваго в международных инстанциях. Поэтому они блокируют работу завода, созывают и сами саботируют собрания акционеров и недавно инициировали его банкротство. Это самый простой путь получить при ликвидации солидную компенсацию в размере 625 млн грн. При этом Копылов не задумывается о нелогичности своих действий. Сначала инициирует процедуру банкротства, затем пытается назначить собрание, которое к тому времени уже нелегитимно, затем срывает собрание (отсутствие кворума подтвердили в НКЦБФР), а в конце концов Копылов присылает уведомление менеджменту завода о решениях собрания, которое не состоялось. Партнер юридической фирмы "Правовые партнеры" Андрей Доманский подтверждает эту нелогичность и говорит, что согласно закону Украины "О банкротстве" после того, как суд принял решение, начать процедуру банкротства компания не может проводить собрания акционеров и тем более менять набсовет и правления. "Любые решения принятые после начала процедуры банкротства можно считать нелегитимными. В любом суде их не сложно оспорить, как и решения принятые таким нелегитимным правлением или набсоветом", - говорит Андрей Доманский. Скорее всего, запутывание ситуации метод оставить завод под своим контролем и потихоньку распродать имущество.

Правда, и здесь придется постараться, поскольку ликвидатором стал человек Константина Жеваго - Николай Хайло (он сам из Стаханова - города, в котором работают предприятия молодого олигарха), которому вряд ли понравятся планы Zonel Operations Limited.

Как сложится судьба завода, будет зависеть от исхода борьбы между Копыловым и Жеваго. Правда, в случае победы последнего, непонятны планы бизнесмена в отношении "Океана". К сожалению, принадлежащий ему судостроительный завод "Залив" пока что простаивает, т.е. его бизнес модель не конкурентна, а специалистов, которые могут развивать судостроение в бизнес-империи Жеваго, нет. К еще большему сожалению, победа Копылова - это банкротство и распродажа имущества завода. Не удивительно, что на заводе в скором времени может "восстать" коллектив, который хочет от любых владельцев простых вещей - ясной стратегии развития и гарантии выплаты заработной платы.

РБК-Украина