Ключевое задание при достижении этой цели -формирование новой системной промышленной политики.

Вступив в 2008 г. во Всемирную торговую организацию (ВТО), Украина отказалась от отраслевых программ поддержки и режима свободных экономических зон. С тех пор крупному бизнесу и власти так и не удалось сформировать системную промышленную политику.

И хотя сегодня абсолютные объемы государственной помощи значительны и превышают 11% ВВП (более 150 млрд грн), их эффективность вызывает серьезные вопросы. Ряд налоговых преференций, в особенности таких, как специальный режим уплаты НДС для аграриев (14 млрд грн) и списание долгов прошлых лет на валовые расходы для всех субъектов хозяйствования (4,5 млрд грн) по сути, не имеет никакого отношения к росту производственной деятельности.

Удельный вес высокотехнологичных отраслей в валовом объеме госпомощи весьма невысок и заметно уступает АПК, энергетике и углепрому. Соответственно, зависимость от импорта машин, оборудования и транспортных средств достаточно высока. Сегодня на нее приходится столько же, сколько на импорт газа - более 15% всего импорта товаров.

Брюссельский катализатор

В преддверии подписания Соглашения об Ассоциации между Украиной и ЕС следует заметить, что при подготовке его текста из внимания широких деловых кругов выпал раздел о государственной помощи субъектам хозяйствования. А ведь с момента вступления в силу соглашения Украине предстоит выполнить целый ряд весьма серьезных обязательств. В том числе:- в течение семи лет привести схемы государственной поддержки бизнеса в соответствие с евростандартами;- в течение трех лет создать независимый уполномоченный орган по контролю в сфере госпомощи;- в течение пяти лет провести инвентаризацию и создать реестр схем господдержки.

Таким образом, через 8-9 лет, с учетом процедур вступления Соглашения в силу, господдержка уже должна будет соответствовать евростандартам. Однако, не стоит слепо копировать европейский опыт, но подойти к вопросу творчески. В том числе, разработать собственные подходы и схемы, которые могут решить накопившиеся структурные проблемы в экономике и одновременно модернизировать саму систему госпомощи бизнесу.

Читайте также: Профильный комитет Европарламента рекомендует подписать СА с Украиной

Европейские правила отличаются широким диапазоном целей, на которые может быть направлена госпомощь, если она рассчитана для нескольких отраслей: развитие малого и среднего бизнеса; исследования, инновации и развитие; повышение квалификации и трудоустройство; охрана окружающей среды; рисковый капитал; региональная помощь.

Существуют конкретные рекомендации для таких отраслей как угледобывающая, судостроение, металлургия, энергетика, транспорт, широкополосные сети, аудиовизуальная продукция. И даже при первом знакомстве, очевидно, что список направлений, по которым правительства стран-членов ЕС могут поддерживать национального производителя для украинских нужд более чем подходит. Данный факт подтверждают и эксперты.

«Использование стандартов ЕС в сфере госпомощи не только сделает действующие программы более эффективными, но и позволит адресно направить ресурсы на решение межотраслевых задач, создать более привлекательные инвестиционные стимулы», - сказал руководитель программ Лаборатории законодательных инициатив Денис Черников.

Собрать камни

По словам Дениса Ченикова, конкретная польза от внедрения правил государственной помощи ЕС заключается сразу в трех ключевых аспектах.

Во-первых, снижаются риски для экспортеров, которые являются бенефициарами госпомощи напрямую или через другие отрасли, получить претензии в неконкурентном ценообразовании. Аналогичную проверку на предмет наличия господдержки и ее соответствия стандартам можно будет провести и в отношении европейского экспорта в Украину.

Читайте также: Глубина применения ЗСТ с ЕС превысит 90%, - источник

Во-вторых, улучшится учет и администрирование программ госпомощи. Сейчас, например, из-за белых пятен в законодательстве чиновники могут на свое усмотрение классифицировать ряд налоговых режимов как льготы, что с большой вероятностью формально означает поддержку, хотя таковой не является. Применение четких критериев ЕС, в том числе, наличие выгоды для получателя и избирательный характер поддержки, поможет избежать таких недоразумений.

И наконец, системность правил, наличие количественных, качественных базовых требований повысит качество программ поддержки. Четкий европейский подход поможет более квалифицированно вести дебаты и лоббирование о необходимости тех или иных намерений государственной помощи.

Чтобы все это стало реальностью, правительству необходимо как можно скорее запустить механизм подготовки к внедрению правил ЕС о госпомощи субъектам хозяйствования. Сегодня в этом плане сделано явно недостаточно.

Читайте также: СА с ЕС улучшит бизнес-климат для функционирования американского бизнеса в Украине, - эксперт

Законопроект о государственной помощи, который подан в парламент Кабмином, больше направлен на усиление полномочий Антимонопольного комитета и создание системы контроля над предоставлением госпомощи, чем на официальное утверждение стандартов принятых в Западной Европе.

Не стоит забывать, что задержка с применением стандартов ЕС, ориентированных на предпринимателя, может привести к тому, что контролировать будет нечего. Потому правительству необходимо ускорить процесс с определением органа, ответственного за подготовку программ господдержки в соответствии с требованиями Соглашения об Ассоциации, разработать и утвердить план работы в этом направлении.

Материал подготовлен при сотрудничестве с Лабораторией законодательных инициатив в рамках проекта «Гражданское лоббирование стандартов государственной помощи ЕС», который финансируется Международным фондом «Возрождение»

РБК-Украина