Например, в принятом в конце прошлого года Законе Украины "О формировании и размещении госзаказа на подготовку специалистов, научных, научно-педагогических и рабочих кадров, повышение квалификации и переподготовку кадров" четко не определены критерии отбора соответствующих учебных заведений, механизм конкурсного отбора.

Министерства и ведомства необоснованно из года в год увеличивают объемы финансирования государственного заказа на образование из-за отсутствия методики расчета стоимости подготовки одного специалиста. В результате фактическая стоимость обучения по контрактной форме намного меньше стоимости получения аналогичных специальностей по госзаказу.

Так, Минагрополитики установило стоимость подготовки по госзаказу одного специалиста по специальности "право" в сумме 15 тыс. 147 грн (образовательный уровень "младший специалист"). А подчиненный министерству Аграрный колледж управления и права Полтавской государственной аграрной академии обучает по аналогичному образовательному уровню и специальности на контрактной основе за 6 тыс. 900 грн. То есть, стоимость такого обучения для государства обходится более чем в два раза дороже, чем для физических лиц.

Аналогичная ситуация в Национальной академии руководящих кадров культуры и искусств: стоимость получения образования по специальности "искусство" (образовательный уровень "специалист") на контрактной основе - 12 тыс. грн, а по госзаказу - 50 тыс. 588 грн. Такая разница является необоснованной и приводит к существенной нагрузке на госбюджет.

Коллегия Счетной палаты также отметила отсутствия нормативно определенного механизма трудоустройства выпускников высших учебных заведений и порядка компенсации или возмещения бюджетных средств специалистами, которые получили высшее образование по госзаказу, но не отработали обязательных три года по направлению.

РБК-Украина