"Украинская сторона, - подчеркнул он, - исходит из того, что нашу уникальную газотранспортную систему надо сохранить и обеспечить ее эффективную работу". "В этом заинтересованы и Россия, и Украина, и Европа", - убежден Янукович.

Президент отметил, что речь идет о необходимости модернизации украинской ГТС, увеличении ее возможностей и объемов прокачки. Вместе с тем, Янукович добавил, что реализация этого проекта требует вложения значительных средств.

"Главная цель - сохранить систему, модернизировать ее, вложить в нее деньги и обеспечить стабильную работу", - подчеркнул глава государства. Он также отметил, что процесс создания газотранспортного консорциума должен быть законным и прозрачным.

Кроме того, Президент подчеркнул, что такой важный для государства вопрос нуждается в объективной оценке. Он сообщил, что для определения объективной стоимости и технического состояния национальной ГТС Украина заключила соглашение с западными специалистами, которые сейчас проводят соответствующий аудит. "Работают эти эксперты, и предварительную оценку системы мы надеемся получить в августе. В августе будет понятна рыночная цена этой системы", - сказал глава государства.

Янукович добавил, что Украина заинтересована в надежных, стабильных партнерах в этом вопросе. "Я убежден, мы завтра будем обсуждать этот вопрос... Создание газотранспортного консорциума, конечно, качественно улучшит отношения в газовой сфере Украины и России", - сказал глава государства.

Как известно, аудит украинской ГТС должна выполнить Baker Tilly - Ukraine, компания получит за услуги 4,1 млн грн.

Украинская ГТС уже дважды оценивалась: в 2007 г. - в 24,8 млрд долл., а в 2009 г. - в 9,9 млрд долл. Ранее в СМИ появилась информация, что со стороны "Газпрома" поступало предложение выкупить украинскую ГТС за 4 млрд долл., однако украинская сторона отказалась вести переговоры о продаже. При этом в "Газпроме" заявили, что украинская сторона оценила ГТС в 20 млрд долл. А экс-премьер Украины Юлия Тимошенко пошла дальше, оценив украинскую газотранспортную систему в 200 млрд долл. Замглавы "Нафтогаза" Вадим Чупрун после этого отметил, что заявления о стоимости украинской ГТС в размере от 4 до 200 млрд долл. - это не более чем спекуляции.

Между Россией и Украиной продолжаются переговоры о создании консорциума по управлению украинской ГТС. Ранее в "Газпроме" настаивали на создании двустороннего консорциума. О том, что позиция может измениться, стало известно после встречи Президентов двух государств в рамках неформального саммита стран СНГ 15 мая. После разговора с российским Президентом Владимиром Путиным ПрезидентУкраины заявил, что стороны стремятся к созданию консорциума с тремя участниками (Украина, Россия и Евросоюз), но Украина пока ожидает аудита ГТС. После этого Россия изменила свое мнение: комитет Госдумы РФ заявил, что Россия согласна на трехсторонний консорциум, но пойти на это готова лишь при условии, что ГТС передадут в собственность консорциума.

По неофициальной информации, Киев был готов отдать России 33% в трехстороннем консорциуме по управлению украинской ГТС взамен снижения цены на газ. Напомним, Украина просит Россию снизить цену на газ с 416 долл. за тыс. кубометров до 250 долл. Как сообщалось, 1 июня с.г. министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко заявил, что Украина достигла "значительного прогресса" в переговорах с Россией по созданию трехстороннего консорциума.

Положение с ГТС Украины усложняется тем, что Россия создает "обходные коридоры" для транзита газа - "Северный поток" с возможной третьей и четвертой веткой и "Южный поток". Однако, по мнению экспертов, глубокая модернизация украинской газотранспортной системы (ГТС), которая по оценкам как отечественных, так и европейских специалистов стоит около 5,3 млрд долл., окупится ранее, чем может быть введен в эксплуатацию "Южный поток". По словам министра экономического развития и торговли Украины Петра Порошенко, в модернизации украинской ГТС заинтересованы шведские компании.

РБК-Украина