"Работа проведена и проводится по экономии газа, по модернизации, по переводу с дорого газа на другие виды топлива. Другое дело, что нам российская сторона говорит, что пока контракт действует, мы обязаны закупать то количества газа, что указано в контракте, экономим мы при этом или нет. Поэтому задача номер один - пересмотреть этот контракт. Наши мощности по прокачке газа рассчитаны на 150 млрд куб м газа, а в принципе эта мощность может быть доведена до 200 млдр куб м. Это система труб, система компрессоров, это громадный коллектив, который обслуживает эту систему. Позволительно ли нам спросить у наших партеров, какие перспективы этой системы, на что нам ориентироваться?", - сказал Азаров. 

Так, по его словам, сейчас прокачивается порядка 80 млрд куб м, а система рассчитана на гораздо большее количество, что вызывает убытки.

"Я сегодня поставил этот вопрос перед Фюле, чтобы они определяли позицию Европы. У нас есть время, мы подождем, но просто так нести убытки мы не будем. Тоже самое мы говорим России, а Россия показывает на ЕС, который не дает гарантий на объемы закупки. Поэтому совершенно ясно, что должен быть троистый союз в этом  вопросе - Европа, Украина, как главный транзитер и Россия. Мы должны договориться, какие перспективы у нашей газотранспортной системы. Наша перспектива предпочтительнее любых обходных путей, хотя бы потому, что наша ГТС имеет газохранилища большой мощности. Любому эксперту очевидно, что альтернативы нашей ГТС нет, вопрос только политики", - подчеркнул премьер.

Напомним, накануне в рамках форума президент Украины Виктор Янукович предложил модернизировать украинскую ГТС без строительства "Южного потока". По его словам, речь идет фактически о строительстве "Южного потока" по суше, по украинской территории.

Напомним, три дня назад пресс-секретарь премьер-министра Украины Виталий Лукьяненко заявлял о возможном демонтаже части ГТС при ее низкой загрузке.

Отметим, транзит газа в страны Западной Европы за 8 месяцев 2011 г. вырос на 13,76% - до 70 млрд 43 млн куб. м. Всего транспортировка газа по территории Украины в январе-августе составила 71 млрд 978,51 млн куб. м, что на 13,24% превышает показатель 2010 г.

6 сентября  российский "Газпром" начал заполнять газом первую очередь трубопровода "Северный поток". Строительство этого газопровода закончили в начале мая, коммерческие поставки, как ожидается, начнутся в октябре-ноябре.

Через несколько дней международное рейтинговое агентство Fitch Ratings заявило, что с запуском первой ветки газопровода "Северный поток" объемы транспортировки газа и выручка компании НАК "Нафтогаз Украины" понизятся примерно на 20%, начиная с 2012 г., что отрицательно скажется на ее финансовых показателях.

Что касается заполненности подземных хранилищ газа, то в конце июня в ПХГ НАК "Нафтогаз Украины" было накоплено 24 млрд куб. м газа. Как сообщали источники в Минэнергоугле этого достаточно для того, чтобы пройти отопительный сезон.

В июне Президент Украины Виктор Янукович приглашал Словакию участвовать в модернизации украинской газотранспортной системы. Ранее Премьер-министр Украины Николай Азаров заявлял, что не видит препятствий для участия "Газпрома" в модернизации ГТС Украины. Азаров добавил, что модернизация газотранспортной системы стоит "не таких больших денег". "По оценкам наших специалистов, она колеблется от 1,5-2 млрд евро", - сказал Азаров. Он также отметил, что транзит газа через ГТС Украины может быть значительно выгоднее прокачки газа через "Северный поток" или "Южный поток".

Отметим, что 26 июня экс-премьер-министр, лидер партии "Батьквищина" Юлия Тимошенко во время судебного заседания по криминальному делу о подписании Тимошенко газовых контрактов в Печерском райсуде г. Киева, заявила, что стоимость газотранспортной системы Украины составляет 150 млрд долл.

1 июня с.г. в ходе встречи первый вице-премьер-министр, министр экономического развития и торговли Украины Андрей Клюев и член Европейской Комиссии по вопросам энергетики Гюнтер Оттингер обсудили процесс подготовки к практической реализации проектов по модернизации украинской газотранспортной системы (ГТС). Оттингер подтвердил, что модернизация украинских трубопроводов остается приоритетом для ЕС, учитывая, в частности, то, что модернизация существующей ГТС является экономически выгоднее, чем строительство новой инфраструктуры.

Министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко прогнозировал, что Украина получит первые кредитные средства для модернизации ГТС в конце 2011 г.

В декабре 2010 г. "Укртрансгаз" сообщил, что Украина начала модернизировать ГТС собственными силами. В 2011 г. в обновление планируется вложить 3,1 млрд грн. Из них 1,22 млрд грн пойдет на модернизацию магистральных газопроводов и станций, еще 1,5 млрд грн - на реконструкцию компрессорных станций и 200 млн грн - на модернизацию подземных газохранилищ (ПХГ).

23 марта 2009 г. в Брюсселе Украина подписала совместную декларацию с ЕС по вопросам модернизации украинской ГТС. Тогда речь шла о выделении Евросоюзом кредита в размере около 2,5 млрд долл. на эти цели. Однако при этом Еврокомиссия потребовала, чтобы Украина реформировала организационную структуру НАК "Нафтогаз Украины" и ее дочерних компаний, приведя ее в соответствие с нормами европейского законодательства. В частности, требования ЕК включали отделение "Укртрансгаза" от НАК "Нафтогаз Украины".

Газотранспортная система Украины включает в себя 37,5 тыс. км газопроводов, 71 компрессорную станцию и 13 подземных хранилищ газа с общим активным объемом газа 32 млрд куб. м. Пропускная способность системы на входе - 288 млрд куб. м газа в год, на выходе - 175 млрд куб. м, в том числе в страны Евросоюза - 141 млрд куб. м.

РБК-Украина