За соответствующее решение проголосовали 258 народных депутатов.

Задачами законопроекта (№ 7399) является законодательное урегулирование вопросов: определение основных терминов, связанных с надзором за финансовыми группами; разграничения полномочий между государственными регуляторами по вопросам осуществления надзора на консолидированной основе; определение сферы надзора на консолидированной основе, порядка осуществления надзора на консолидированной основе, требований к финансовым группам, участникам таких групп; установление ответственности за несоблюдение требований законодательства относительно надзора на консолидированной основе и т.д.

Так, основным критерием для определения финансовой группы, согласно проекту, являются отношения контроля между ее участниками. Финансовые группы в зависимости от того, кто осуществляет контроль в группе или деятельность которых финансовых учреждений превалирует (банков или небанковских финансовых учреждений), подразделяются на банковские группы и небанковские финансовые группы.

Национальный банк осуществляет надзор на консолидированной основе по банковским группам, Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг и Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку - пр небанковским финансовым группам.

Законопроектом предусмотрено право государственных регуляторов в целях осуществления надзора на консолидированной основе устанавливать в пределах предоставленных им законами полномочий соответствующие требования к банковским группам и небанковским финансовым группам. В целях достижения эффективности при осуществлении надзора на консолидированной основе, в частности, по финансовым группам с диверсифицированными видами деятельности, международными группами, законопроектом предусмотрено право государственных регуляторов определять подгруппы в рамках таких групп и осуществлять за ними надзор на субконсолидований основе.

Документом вводятся нормы, обязывающие банковские группы и небанковские финансовые группы, их участников соблюдать требования, установленные государственными регуляторами. В частности, эти требования касаются: наличия эффективных систем корпоративного управления, управления рисками, внутреннего контроля в группе; наличия учетных процедур, информационных систем, необходимых для обеспечения выполнения требований на консолидированной основе, составление и представление консолидированной отчетности; достаточности регулятивного капитала; соблюдения экономических нормативов, лимитов и ограничений в отношении определенных видов деятельности, в том числе относительно деятельности на территории других государств; порядка представления необходимой отчетности и информации.

Финансовая группа обязана определить среди финансовых учреждений, входящих в ее состав, ответственное лицо группы и согласовать ее с соответствующим государственным регулятором. Ответственное лицо финансовой группы обязано обеспечить соблюдение группой требований, установленных соответствующим государственным регулятором.Законопроектом предусмотрено также право государственных регуляторов применять меры воздействия к финансовым группам и их участников в случае нарушения ими законодательства и нормативно-правовых актов государственных регуляторов, в частности, устанавливать для указанных групп повышенные экономические нормативы, лимиты и ограничения на осуществление отдельных видов операций.

Проект содержит положения о порядке сотрудничества между государственными регуляторами, а также с соответствующими органами надзора других государств. Согласно законопроекту, государственные регуляторы обязаны согласовать между собой порядок обмена информацией относительно участников финансовых групп, которые находятся в сфере их регулирования; имеют право инициировать друг перед другом проведения проверки финансового учреждения, которое является участником финансовой группы, и/или включение своих представителей в проведение проверки такого финансового учреждения; имеют право инициировать друг перед другом применение мер воздействия в финансовое учреждение, которое является участником финансовой группы.

Напомним, 21 декабря 2010 г. ВР приняла за основу данный законопроект.

РБК-Украина