Икорная монополия, введенная еще в царской России, рухнула вместе с распадом СССР. Но практически в это же время возникла идея ее восстановления.

 

 

Крайний выразил надежду, что уже в этом году парламент примет подготовленный еще пять лет назад закон о торговле осетровыми продуктами, предусматривающий введение определенного рода монополии.

 

 

90 процентов черной икры, продаваемой в мире, происходит с Каспийского моря. Икру производят Азербайджан, Иран, Казахстан, Туркменистан и Россия. Самой ценной является российская, так называемая «астраханская икра», которую мечет белуга. Из-за ухудшения экологии и, главное, варварского истребления, за последние 20 лет – популяция белуги в России уменьшилась на 90 процентов.

 

 

По официальной статистике в России ежегодно производится 9 тонн черной икры, которая не попадает на экспорт. При этом 97 – 98 процентов икры на российском внутреннем рынке, имеет нелегальное происхождение, т.е. добывается браконьерскими способами.

 

В Москве килограмм белужьей икры стоит около 10 тыс. долларов. В Лондоне за икру из иранской белуги платят до 10 тыс. фунтов за килограмм. Столь высокие цены обрекают осетровых на гибель от рук многочисленных, в том числе и хорошо организованных браконьеров. Во всяком случае, российская Рыбоохрана на Каспийском море честно признает, что проигрывает в борьбе с вооруженными и прекрасно технически оснащенными браконьерами.

 

 

Крайний привел пример Ирака, где торговля икрой жёстко контролируется государством, а за браконьерство осетровых пород грозит смертная казнь. Это не повод для слепого подражания, но пример серьезного отношения государства к проблеме сохранения национального достояния.

 

 

В прошлом году российское Министерство сельского хозяйства установило квоту на экспорт черной икры с Каспийского моря в размере 22 тонны в год. Это ограничение введено в соответствие с Вашингтонской конвенцией о международной торговле исчезающими животными и растениями (CITES).

 

 

В 2006 году по требованию CITES для сохранения осетровых запрещено определение экспортных квот икры с Каспийского моря. Жители Украины прочувствовали последствия такого решения, поскольку баночка настоящей астраханской черной икры

стала огромным дефицитом.   

 

Анатолий Пилипенко