Уже сейчас авторы проекта вице-спикер думы Сергей Бабурин и глава комитета по законодательству Павел Крашенников прогнозируют беспрепятственное прохождение документа. Законопроект уже поддержали и в правительстве, и в администрации Владимира Путина. Производителям аналогичных продуктов питания из стран СНГ придется покупать у своих российских коллег право на использование популярных с советских времен названий, таких как, например, "Советское шампанское" или конфеты "Белочка".

Как пояснил Павел Крашенников, основная цель законопроекта - защитить российского производителя от недобросовестной конкуренции со стороны коллег из стран СНГ. "Мы ликвидируем лазейку, позволявшую использовать торговый знак без договора, тем самым защитим российских производителей - изначальных владельцев брендов", - заявил депутат. По данным россиян, оборот от производства водки под известными в СССР брендами "Столичная" и "Московская" за пределами России составляет 700 млн долларов в год.

До второго чтения законопроект должны основательно доработать думские юристы, так как в документе, поданном депутатами, не предусмотрены механизмы защиты советских брендов от использования нероссийскими компаниями.

В Украине считают, что закон, инициируемый российскими депутатами, в случае принятия не будет иметь правовых оснований. Как сообщил Сергей Власенко, партнер юридической фирмы "Магистр и партнеры", Россия не может являться субъектом прав на общеизвестные названия для всех стран СССР. "Для начала нужно изучить историю производства продукции под этими брендами на территории всего бывшего Советского Союза", - сказал он.

Согласно украинскому законодательству, правом на советские бренды владеет производитель, выпускавший продукцию под этим названием во времена Советского Союза. Отечественные производители алкогольных продуктов, узнавшие о законодательном творчестве россиян, отнеслись к возможным ограничениям спокойно.

По мнению директора ассоциации "Союз оптовиков и производителей алкоголя и табака" (СОПАТ) Владимира Демчака, сейчас самую большую ценность для украинских производителей на рынке алкоголя представляет бренд "Советское шампанское". Но, по мнению Демчака, со временем он уйдет с рынка вместе с другими названиями советских времен. "Молодое поколение относится к таким названиям безразлично. Вечные марки на рынке - те, которые не имеют идеологической окраски", - сказал он. По словам Владимира Демчака, в Украине производство водки "Столичная" и "Московская" очень незначительно.

От ограничения использования известных названий больше других могут пострадать украинские кондитеры, продолжающие в больших объемах выпускать советские бренды для российского рынка. С другой стороны, по мнению менеджера по корпоративным связям ТОВ "Нестле Україна" Геннадия Радченко, украинцы достаточно раскрутили собственные торговые марки и предпочитают не вкладывать в развитие общеизвестных советских, которые также используются другими производителями.

Россияне уже не в первый раз пытаются приватизировать советские бренды. Год назад Россия ограничила ввоз белорусских конфет "Му-му", "Белочка", "Мишка на поляне". В ответ в ноябре 2006 г. Беларусь запретила ввоз кондитерских изделий из России, пишет