Несмотря на бушующие в стране политические страсти, Украина в последние пару лет продвигается в направлении ВТО быстрее России, в основном благодаря прозападной позиции президента Виктора Ющенко, который объявил членство в ВТО и укрепление торговых отношений с Евросоюзом приоритетной задачей для страны.

Рассмотрение же российской заявки, поданной еще 14 лет назад, постоянно тормозится из-за споров со США и ЕС по поводу защиты интеллектуальной собственности и ограничений на ввоз сельхозпродукции.

К тому же, официальные заседания рабочей группы по обсуждению условий российского членства заблокированы из-за позиции Грузии, которая требует, чтобы Россия прекратила торговлю с сепаратистскими грузинскими провинциями Абхазия и Южная Осетия, а также сняла запрет на ввоз грузинских вин и минеральных вод.

Не так давно комиссар ЕС по вопросам торговли Питер Мандельсон отметил, что "степень недоверия" в отношениях Москвы и Брюсселя достигла уровня, невиданного со времен холодной войны, а разочарованный российский президент Владимир Путин раскритиковал ВТО как "архаичную, недемократичную и лишенную гибкости" организацию.

Тем не менее, вчера Максим Медведков, глава российской делегации на переговорах по вступлению в ВТО, заявил: "Я надеюсь, что, если наша заявка будет поддержана, Россия сможет завершить переговоры до конца этого года".

Медведков заявил, что Россия завершила двусторонние переговоры о доступе на рынки с более чем 50 членами ВТО (Евросоюз выступает как одна страна). Продолжаются лишь переговоры с Саудовской Аравией.

Процедура вступления в ВТО требует, чтобы страна-кандидат провела переговоры о доступе на рынки товаров и услуг со всеми торговыми партнерами, которые того потребуют, а также заключила многосторонне соглашение о механизме применения правил и норм ВТО.

На многосторонних переговорах камнем преткновения остается вопрос сельскохозяйственных субсидий и санитарных норм, на основании которых Россия запретила импорт ряда продовольственных товаров из США, Польши, Таиланда и ряда других стран, - признал Медведков.

Москва требует права ежегодно субсидировать свое сельское хозяйство на сумму до $9,2 млрд., при том, что в минувшем году на эти цели ею было потрачено примерно $4 млрд.

При таком количестве неурегулированных вопросов заявления о возможном завершении переговоров еще в текущем году кажутся чересчур оптимистическими. Украина же, напротив, обсуждает со своими торговыми партнерами последние спорные моменты, добавляя ряд завершающих штрихов к многостороннему соглашению о членстве.