Пока правительство согласовывает проект Меморандума с МВФ, депутаты не довольны обязательствами, которые Украина намерена взять на себя, чтобы получить третий транш в объеме 1,7 млрд долларов. Среди претензий -повышение пенсионного возраста, отмена моратория на продажу сельхозземель, приватизация, повышение тарифов. В парламенте настаивают на согласовании документа с общественностью, несмотря на то, что часть процессов уже запущена. Пока что депутаты не очень активно голосуют за правительственные законопроекты, которые являются структурными маяками для Украины в рамках реализации реформ.

Не прошло и двух недель после окончания работы миссии МВФ в Украине и, по версии Минфина, успешного завершения переговоров, как депутаты пытаются заблокировать процесс получения 1,7 млрд долларов помощи.

Парламентарии получили доступ к предварительному проекту Меморандума о экономической и финансовой политике между Украиной и фондом, датированный 24 апреля, то есть за две недели до начала работы миссии. Результатом изучения документа стало заявление лидера фракции "Батькивщина" Юлии Тимошенко о необходимости публичного обсуждения проекта, а каждый его пункт должен быть согласован. "Он еще не подписан ни президентом, ни правительством. Но именно сейчас нам необходимо публично обсуждать его составляющие, - уверена Тимошенко. - За спиной у правительства, у парламента обсуждаются стратегические вещи, которые на самом деле разрушат остатки ресурсов, которые имеет государство".

Однако, сама Тимошенко, будучи премьер-министром, и проведя переговоры с МВФ в 2008-2009 годах также не особо афишировала требования фонда. Более того, не проводила консультаций с общественностью и не публиковала проект Меморандума до его согласования. "Это запрещено их внутренними правилами, и Тимошенко прекрасно знает, как вести переговоры. МВФ не будет ждать Украину пока она проконсультируется с общественностью. У фонда таких стран много", - говорит собеседник РБК-Украина в правительстве.

Лидер РПЛ Олег Ляшко назвал документ "меморандумом дебилизации" страны, а трое из четырех его потенциальных подписантов - президент Петр Порошенко, глава НБУ Валерия Гонтарева, министр финансов Александр Данилюк - офшорные персонажи.

В парламенте не довольны обязательствами, которые Украина намерена выполнять ради получения третьего транша. В Минфине заверяют, что текст от МВФ получили всего несколько дней назад и сейчас идет его согласование. "По сути все хорошо, работаем над формулировками, текст после подписания будет публичным, поэтому нужно, чтобы не было неоднозначных высказываний", - говорит собеседник РБК-Украина в министерстве.

Официально в Минфине обнародование "так называемого текста Меморандума МВФ" называют очередной попыткой популистов сорвать переговоры для обострения социально-экономической ситуации в стране. "Финального текста не существует. Вся коммуникация между правительством Украины и МВФ происходит на английском языке", - говорится в заявлении пресс-службы Минфина. Документ обещают обнародовать сразу после подписания, которое ожидается в течение месяца. Хотя еще полторы недели назад в правительстве прогнозировали подписание документа в последних числах мая.

Проделанная работа

В распоряжении РБК-Украина оказалась и английская версия документа и она идентична украинской. Согласно опубликованному депутатами проекту, на конец декабря 2015 года Украина выполнила все критерии эффективности за исключением двух. Речь идет о Нацбанке и показателе чистых международных резервов, которые регулятор, несмотря на все усилия "для приобретения иностранной валюты на рынке после введения валютных ацкционов" так и не выполнил. В большей степени, по причине неблагоприятных внешних условий. По данным Нацбанка, международные резервы на 1 мая составили 13,24 млрд долларов, за последние 12 месяцев увеличившись на 37,5%.

"Это все за счет выкупа валюты на внутреннем рынке - около 1 млрд долларов - плюс выкуп у Минфина валютных ОВГЗ. Другой вопрос, что пополнение происходит в основном за счет легкого оживления на внешних товарных рынках, а притока инвестиций как не было так и нет, - поясняет советник Ассоциации украинских банков Алексей Кущ. - План на конец года 18 млрд долларов, что не реально, скорее всего – 15 будет. Транш дадут, если будет подписан экономический пакет, для МВФ размер ЗВР не является условием для программы, а, скорее,  ее результатом".

Ранее глава НБУ Валерия Гонтарева заявляла, что регулятор выполнил все требования фонда. Только в правительстве отмечали, что причиной переноса даты заседания правления МВФ с июня на июль стал НБУ. Вчера в Нацбанке РБК-Украина заявили, что фонд "с пониманием" относится к показателю ЗВР: "Осенью были колебания на рынке. Выкупать валюту для ЗВР было бы нелогично, курс бы рос. Сейчас активно пополняем резервы".

Кроме этого, среди невыполненных критериев эффективности – нереструктуризированный российский долг в 3 млрд долларов. Как известно, 17 февраля Россия подала на Украину иск в Высший суд Лондона. В конце прошлой недели правительство передало в суд свои возражения.

Также из 11 структурных маяков, установленных на период до конца мая 2016 года, Украина не выполнила 6. Как ранее сообщало РБК-Украина, основной акцент работы миссии МВФ в этот раз был на антикоррупционной и пенсионной реформах. Несмотря на назначение руководства Антикоррупционной прокуратуры, этот орган по надзору за Национальным антикоррупционным бюро (НАБУ) так и не заработал. "До последнего времени не было налажено деловодство. Экс-генпрокурор Виктор Шокин был против этого, все письма направлялись на Холодницкого (Назар Холодницкий, глава Антикоррупционной прокуратуры, - ред.), а попадали на Шокина. Теперь Юрий Луценко (новый генпрокурор, - ред.) должен это разблокировать", - говорит замглавы парламентского комитета по вопросам противодействия коррупции Виктор Чумак.

Само НАБУ уже начало работать, назначены более 450 сотрудников. На повестке подача в парламент законопроекта о расширении полномочий бюро: возможность применять широкий спектр методов расследования, включая операции под прикрытием, перехват сообщений, доступ к компьютерным системам и контрольным поставкам. В проекте Меморандума это - новый структурный маяк, который Украина должна реализовать до конца июля.

Еще на этапе "охлаждения" отношений между Украиной и МВФ, международные эксперты возмущались отсутствием в стране попыток борьбы с коррупцией. Тогда парламент перенес сроки подачи электронных деклараций об активах и доходах госслужащими на 2017 год. Сейчас, под давлением Запада и общественности, эта процедура уже на стадии запуска Нацагентством противодействия коррупции, и в документе власти берут обязательство внедрить эту систему уже в июле-августе.

Радикальные меры

С пенсионной реформой все намного сложнее. Правительством была реализована лишь часть изменений, которые в итоге повлияли на сокращение дефицита Пенсионного фонда: пересмотрены условия досрочного выхода на пенсию, продлены ограничения по применению спецпенсий, а также для работающих пенсионеров.

Теперь речь идет о более радикальных мерах и структурный маяк перенесен уже на декабрь 2016 года. Власть намерена продолжить пересмотр списков профессий, представители которых имеют право на досрочный выход на пенсию (возможное сокращение на 40%), разработать и принять законодательство, которое позволит отделить доплаты разным категориям пенсионеров от трудовых выплат и перенести их финансирование из ПФУ в госбюджет, а также постепенно увеличить и ввести единый пенсионный возраст для выхода на пенсию. Как отмечал в интервью РБК-Украина министр соцполитики Андрей Рева, такие необходимые меры дадут возможность сократить дефицит ПФУ, который в этом году уже превышает 145 млрд грн, и избежать социальной катастрофы.

В частности, это обязательство, а также сокращение социальных расходов, финансирование школ, ПТУ, больниц и их централизация  вызвали бурю эмоций у депутатов, мол, реформирование страны происходит за счет  малообеспеченных слоев населения. Кроме того, возмущает окончательная ликвидация с 1 января спецрежима по НДС для аграриев, повышение тарифов, приватизация, отмена моратория на продажу сельхозземель с 2017 года.

Напомним, сейчас спецрежим для сельхозпроизводителей действует лишь частично, тарифы на тепло и газ были пересмотрено правительством еще в апреле и увеличены до 100% паритета импорта, а о продаже госсобственности (в 2016 году - Одесский припортовый завод и ряд облэнерго) говорят уже последние 2 года. Кроме того, депутаты в декабре прошлого года проголосовали за бюджет и изменения в Налоговом кодексе, где речь шла о доходах от приватизации в 17 млрд грн и переходном периоде спецрежима.

Сокращение расходов на сферу образования и здравоохранения также была предусмотрена в бюджете и Минфин неоднократно анонсировал это. И если "Батькивщина" не голосовала в "бюджетную ночь", то фракция Ляшко буквально за считанные часы поменяла свою позицию. От риторики "мы никогда не поддержим этот позорный бюджет" перешли до "Украина должна быть с бюджетом".

Что касается продажи земли, то правительство после консультаций с МВФ намерено разработать соответствующий законопроект об обороте земель до конца июня. Принятие его в парламенте ожидается до конца сентября (новый структурный маяк). Лишь только после этого будет рассмотрена возможность для отмены моратория, то есть, однозначного заявления сейчас нет.

Фундаментальная реформа 

Стоит отметить, что и в налоговой политике стоит ожидать изменений. В проекте Меморандума правительство признает необходимость фундаментальной реформы упрощенного режима налогообложения. Сейчас эта система "слишком сложна и слишком льготна", поэтому не исключено сокращение разрыва между нагрузкой "единоналожников" и плательщиков на общей системе.

Ранее в Минфине отмечали, что МВФ предлагал искать варианты "сближения нагрузки, чтобы не было подмены трудовых отношений". Но тогда, по данным РБК-Украина, удалось "отбиться" от этого предложения. Но все же этот пункт появился в документе. "Я ничего об этом не знаю и первый раз слышу. Если министр это прописал и поставить подпись под таким Меморандумом, то пусть сам и реализовывает такую реформу",- отмечает РБК-Украина один из депутатов БПП.  

Также планируется отменить мораторий на проверки бизнеса, годовой оборот которых не превышает 20 млн грн. По мнению главы Государственной фискальной службы Романа Насирова, это просто необходимо делать, так как налоговые органы массово фиксируют случаи дробления компаний для проведения определенных операций и минимизации налоговых обязательств. Речь идет о так называемых фирмах-"бабочках". "Самое интересное, все в рамках закона. Открылся, поработал месяц, а потом закрылся, нигде никого не найдешь: ни офиса, ни директора", - поясняет РБК-Украина Насиров.

Кроме того, ГФС сейчас нарабатывает законодательные изменения и планирует ввести критерии определения "собственника крупного капитала". Сейчас действует офис крупных плательщиков налогов-юрлиц, туда по рекомендации МВФ были переведены все крупные компании. Может быть создан еще и офис крупных плательщиков физлиц. Критерием отбора, рассказывает Роман Насиров, может стать уровень зарплаты, статус в компании, наличие доли в бизнесе. В проекте документа правительство берет обязательства не проводить каких-либо налоговых амнистий.

Пока депутаты более активно критикуют правительство и президента, чем голосуют за законопроекты, которые необходимы, в первую очередь, не МВФ, а Украине. Например, по дерегуляции.  Как признают сами чиновники в документе, ликвидация регуляторных препятствий хоть и идет, но с определенной задержкой. "Ограничений много и каждое из них закрывает возможность для коррупционных потоков, поэтому и продвигать так сложно. Больше полугода в Раде лежат законы о дерегуляции и для улучшения рейтинга Doing Business. Никто их не принимает, хотя они полностью готовы, а бизнес ждет. Чтобы дело пошло депутатам нужно решить, они работают на улучшение всего бизнеса в Украине или только свого", - говорит РБК-Украина экс-министр экономразвития и торговли Айварас Абромавичус.

Так, из ряда законопроектов, которые стоят в списке МВФ, вчера депутаты утвердили только один - о бизнес-омбудсмене - и то только в 1 чтении. Так и не набрали достаточно голосов изменения в закон "О рынке газа", предполагающий усиление ответственность потребителей и игроков газового рынка. В повестку не был включен правительственный законопроект по перечню объектов госсобственности, не подлежащих приватизации. Уже какое заседание подряд руки не доходят до финансовой реструктуризации юридических и физических лиц.

 Однако, в то же время публикация проекта Меморандума может стать для правительства техническим инструментом в отстаивании своей позиции при согласовании с МВФ. Хотя Минфин и рекомендует не спекулировать на темах повышения пенсионного возраста или отмены моратория на продажу земли. Аргументы для фонда -неприятие депутатами и обществом ряда обязательств. Это может сработать. Но дать слабину сейчас, значит в перспективе "заморозить" процесс изменений, который и так со скрипом идет.

Но не менее важным для президента и правительства объяснить украинцам, зачем они берут на себя такие обязательства, почему именно в кризис так необходимо продать прибыльный ОПЗ или украинскую землю, почему банки лопаются, и что будет с вкладами, куда идут государственные деньги, сэкономленные на закрытии школ и больниц.