Несмотря на все попытки Государственной фискальной службы реформировать структуру, пока мало что получается. Бизнес продолжает жаловаться на действия налоговых органов - более 40% претензий, которые поступают бизнес-омбудсмену, касаются злоупотреблений налоговиков на всех уровнях. Да и в рейтинге Doing business-2015 позиции Украины в показателях легкости уплаты налогов пусть и незначительно, но ухудшились. Проблем у бизнеса стало еще больше после введения механизма электронного администрирования НДС. В правительстве заявляют, что ничего менять в этой системе не намерены, так как поступления от налога увеличились на 1,5-2 млрд грн, а "черный обнал" уничтожен.

Проблемы остаются

В третьем квартале офис бизнес-омбудсмена получил 197 жалоб от украинского бизнеса (за 5 месяцев работы - более 440, - ред.). Традиционно первенство в "антирейтинге" занимает Государственная фискальная служба. Более 40% бизнеса имеет претензии к действиям налоговых органов - от превышения полномочий и злоупотреблений на всех уровнях, в частности, во время проверок, до неэффективности процедуры административного оспаривания решений налоговиков.

Проблем у компаний добавилось после того, как была введена система электронного администрирования (СЭА) НДС. Напомним, с 1 февраля этот механизм заработал в тестовом режиме, с 1 июля - на постоянной основе. Не успев перейти в обычный режим, парламент в середине июля принял изменения в законодательство, и с 3 августа СЭА работает с учетом всех правок и недостатков. Тогда, в частности, была обнулена формула, в систему включены все суммы отрицательного значения, не погашенные до 1 июля, переплаты и остатки на электронных счетах плательщиков.

Внесенные поправки оказались полезными, но не смогли исключить все недостатки, говорится в отчете бизнес-омбудсмена.

"Система оказалась недостаточно прозрачной и страдает от разных технических и других недостатков, - уточняется в документе. - Плательщики налогов отмечают, что с учетом определенных недостатков, заложенных изначально в систему, им необходимо осуществлять депонирование своих счетов, что приводит к "вымыванию" средств из их оборотного капитала".

О каких суммах может идти речь, бизнес-омбудсмен Альгирдас Шемета не уточняет. Но, по неофициальным данным, которые называла ГФС при встречах с бизнесом, суммы на конец сентября - начало октября могут превышать 4 млрд грн.

"Я думаю, что больше. Сейчас эти суммы увеличиваются", - заявила глава комиссии по вопросам экономполитики Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП) Юлия Дроговоз.

Значительное финансовое давление осуществляется на добросовестных поставщиков, так как СЭА делает их зависимыми от третьих лиц - их контрагентов. Если по какой-либо причине, их контрагент не в состоянии зарегистрировать налоговые накладные, например, из-за отсутствия достаточного лимита на своих НДС-счетах, или регистрирует их с ошибками, то поставщики вынуждены выделять собственные средства для депонирования. Это дает возможность продолжить процедуру регистрации накладных, и в итоге - свою деятельность.

Кроме того, в отчете говорится и о наличие расхождений между записями в системе и налоговой отчетностью.

"Как правило, плательщики имеют право запрашивать информацию о состоянии и движении средств на своих НДС-счетах так часто, как это необходимо. Но поскольку интерфейс записей, доступный для бизнеса, не позволяет контролировать алгоритм расчетов налоговиков, необходимо приложить много усилий и времени, чтобы проверить правильность записей", - указал на проблему офис бизнес-омбудсмена.

Как показывает практика, ошибки случаются из-за "потерь" налоговых накладных и манипуляций с системой. В последнем случае речь идет о неавтоматических неконтролируемых операциях, то есть присутствует ручное вмешательство в систему.

"Поскольку ГФС не подтверждает и никогда не подтвердит, что имеет место быть ручное влияние на систему, то правовым инструментом, который бы урегулировал проблематику, могла бы стать имплементация электронного кабинета плательщика. Тогда компании смогут видеть полноценную информацию о своем сальдо на счету", - уверен заместитель бизнес-омбудсмена Ярослав Грегирчак.

Юлия Дроговоз добавила, что проблема с расхождением между формулой и декларацией вынуждает компании депонировать лишние деньги. Если такой возможности не имеется, то закрываются предприятия.

"У меня есть такой факт по достаточно крупной компании. Есть еще один пример. Была выписана накладная плательщику, а ему потом аннулировали свидетельство НДС. Ни по декларации, ни по формуле это провести невозможно. А аннулировали свидетельство тоже по причине действия СЭА. Где-то что-то плательщик не смог зарегистрировать, и налоговая пошла по цепочке", - уточнила Дроговоз.

Также, по ее данным, проблемы остались и с расчетами корректировок: "Часть включается, часть - нет. Если выписана накладная неплательщику, а он потом делает возврат, то предприятие в декларации учитывает это, а в формуле - нет".

Проблемы, возникающие с работой системы, касаются бизнеса, работающего на внутреннем рынке, отмечают эксперты. Если их не решить, предприятия будут закрываться или выводить свои активы за пределы Украины. В отчете приводится пример одной из торговых компаний Киева, которая после переоценки стоимости своих товаров выяснила, что баланс на ее НДС-счете негативный. Это результат того, что корректировки в накладные, проведенные до 1 февраля, не были учтены в регистрационном лимите.

"Поскольку жалобщик не смог выделить более 5 млн грн на пополнение баланса своего НДС-счета, компания была вынуждена приостановить свою деятельность и отправить 120 сотрудников в отпуск", - уточняется в документе.

После того, как изменения в законодательство были приняты, компания смогла возобновить работу.

Пути решения

Отчет бизнес-омбудсмена содержит рекомендации, как улучшить работу СЭА. В частности, предложено убрать принцип депонирования из законодательства, как противоречащий международной практике и оказывающий вредное влияние на деятельность бизнеса. Только таким образом СЭА не будет использоваться правительством как возможность наполнения бюджета за счет вымывания оборотных средств, а начнет выполнять свою функцию - административно-статистического ресурса.

Ручное управление и несанкционированное проникновение в систему может быть прекращено путем введения персональной, дисциплинарной, административной и финансовой ответственности налоговиков. Например, санкции должны применяться, если плательщик не может зарегистрировать налоговую накладную из-за отсутствия доступа к системе или перебоев в ее функционировании.

В Минфине признают, что технические вопросы возникают постоянно, но теперь, когда увольняют "среднее звено", вопросов будет еще больше.

"Это реальные мозги и боевые единицы. Новых теперь учить нужно будет, а кто будет учить - вопрос", - отметил собеседник РБК-Украина в Минфине.

В то же время в министерстве добавляют, что каких-либо правок в законодательство по части работы СЭА вносить не планируют.

"Черный обнал" уничтожен, схемного налогового кредита выявляется ежемесячно от 1 до 2 млрд грн", - подчеркнул источник в Минфине.

В ГФС РБК-Украина уточнили, что в марте-сентябре 2015 г., по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, задекларированные налоговые обязательства выросли на 10,7 млрд грн, поступления в бюджет - на 14,9 млрд грн. Среднемесячные отчисления увеличились на 32% или более 2 млрд грн - до почти 9 млрд грн.

Помимо этого, в отчете бизнес-омбудсмена указывают и на ряд других проблем в налоговой системе. Несмотря на все попытки уже новой власти реформировать структуру ГФС и обновить законодательство, проблемы с возмещением НДС остаются прежними.

Стоит отметить, что и в рейтинге Doing business-2015 позиции Украины в показателях легкости уплаты налогов пусть и незначительно, но ухудшились.

Систематически нарушаются процедуры возврата налога. Налоговики отказывают в принятии деклараций и предоставлении Госказначейству подтвержденных к возмещению сумм, даже если право на получение НДС возникает у бизнеса по решению суда. Традиционным стал и ответ, что соответствующих денег нет в бюджете.

Предполагалось, что одним из преимуществ для более быстрого возврата НДС станет как раз система электронного администрирования налога. Но и это не помогло. По данным на 1 сентября, уже подтвержденная сумма задолженности составила более 20 млрд грн. За 9 месяцев объем долга вырос на 6,6 млрд грн.

Напомним, ранее глава ГФС Роман Насиров обещал решить эту проблему путем выпуска НДС-облигаций. Этот вопрос до сих пор согласовывается с МВФ.

Среди причин возникновения проблем бизнес-омбудсмен указывает все то же отсутствие ответственности чиновников, и то, что норма о применении пени за несвоевременное возмещение НДС так и не заработала. В частности, на рассмотрении у бизнес-омбудсмена сейчас дело одной из компаний, которая не может добиться возврата НДС более девяти лет.