Народные депутаты в начале марта работали не покладая рук, принимая один за другим тьму всевозможных законопроектов. Спешку объясняли просто: нужно успеть угодить МВФ, иначе его денег не видать. В итоге суетливость слуг народа воздалась сторицей, и уже 13 марта счета Министерства финансов пополнились на 5 млрд долл. С одной стороны, парламентарии спасли страну от дефолта, поспособствовали выравниванию валютного курса, возобновили так и не начавшиеся реформы (пусть пока что на бумаге).

С другой стороны, парламентарии да и вся власть крепко разозлили добрую половину населения Украины, забравшись в карманы всех граждан, решив в разы повысить тарифы на электроэнергию, газ и воду, что неминуемо приведет к увеличению затрат на ЖКХ и очередному витку инфляции.

Однако, все это лишь видимая часть айсберга, поскольку за выполнением требований МВФ тянется шлейф нагрузки на госбюджет. Причем, изменения в него за мишурой всех остальных законов прошли почти незамеченными. А очень зря.

Хитрая экономия

После того, как в декабре прошлого года был принят госбюджет-2015 с издержками и доходами, которые на 19,5% и 26%, соответственно, превышали плановые показатели 2014 года, депутатов вместе с представителями Кабмина ругали все. Однако чиновники успокаивали, мол, закончится первый квартал, и в любом случае придется прибегать к секвестру.

Март на исходе, госказна вновь перекроена, но о том, чтобы затянуть пояса, нет и речи. Под лозунгом "Все ради МВФ!" парламентарии вновь раздули как доходную, так и затратную часть бюджета. В итоге, в 2015 году будет потрачено еще на 6,6% больше, чем ожидалось, а наполнение казны увеличится на 4,6%.

Министр финансов Наталья Яресько лишь развела руками. Мол, надо же откуда-то взять 12,5 млрд грн на покрытие субсидий для населения в связи с повышением тарифов на энергоносители. И еще изыскать полмиллиарда беженцам из неспокойных регионов.

Но, видимо, не только субсидии волновали правительство. Например, увеличены расходы на аппарат Верховной Рады (более чем на 200 млн грн), а также Государственного управления делами. Несколько миллионов добавили Минэкономразвития, почти 200 млн грн - Министерству культуры, целых 5 млрд грн - Министерству образования, и столько же - Минздраву.

На 3 млрд грн увеличено финансирование "Укравтодора", в связи с чем возникает еще больше вопросов о качестве дорог по все стране и тотальном отсутствии их ремонта.

Не забыли о Государственной фискальной службе и Министерстве молодежи и спорта. И, что самое главное, выделили целый миллиард сверху Государственному космическому агентству.

Зато Яресько с помпой сообщила, что, благодаря работающим пенсионерам, которым на 15% уменьшили выплаты, а также госслужащим, которые уже с лета нынешнего года не будут получать спецпенсии (депутатам, прокурорам, судьям) дыра в Пенсионном фонде уменьшится почти на 14 млрд грн, а бюджет изрядно сэкономит.

Впрочем, одной экономией не обойтись. Налоговые поступления в 2015 году вырастут еще на 31 млрд грн (по сравнению с цифрой, утвержденной в декабре 2014 года). Еще пара миллиардов зайдет в бюджет от налогов на международную торговлю и операции ВЭД (экспортеры безусловно будут этому только рады).

И, конечно же, грядет еще большее увеличение долгов. Так, предельный уровень госдолга пересмотрен с 1,18 трлн грн до 1,4 трлн грн. Причем, сумму в размере около 13 млрд долл. правительство намеревается взять за рубежом. Очевидно, что денег МВФ в ней львиная доля.

Срочно в печать

Непонятно, как власти намерены выполнить еще больше раздувшийся бюджет при запланированном падении ВВП за 2015 год на 5,5%, и росте потребительских цен на 26,5%. При том, что Кабмин ожидает падение экономики на 8%, а инфляцию - в размере 38%. И это тот редкий случай, когда прогнозы правительства выглядят реалистичными.

Бизнес будет уходить еще в более глубокие убытки (а тот, что сможет выжить - сбежит в "тень"), настроения потребителей продолжат ухудшаться, а торговля, в том числе, и внешняя, - сжиматься.

Так что, ответ очевиден: недобор компенсируют печатным станком. Неважно, путем скрытой эмиссии под видом выпуска ОВГЗ либо явным выпуском в оборот новых купюр. Кстати, достаточно красноречив на этот счет показатель денежной массы. Только за январь-февраль она выросла почти на 19%.

В конце концов, у правительства нет выхода. Ведь только Фонд гарантирования вкладов, согласно закону о госбюджете, придется капитализировать на 20 млрд грн, а "Нафтогаз Украины" - еще на 29,7 млрд грн. Свободных ресурсов на это точно не найти. А отказаться от жизненно важных дотаций, например, от выплат вкладчикам разорившихся банков, власти не смогут, так как это равносильно признанию своей некомпетентности и неспособности выполнить требования МВФ.

Раздали всем

Еще ряд важных новшеств касается бюджетного кодекса, эпопея вокруг которого тянется с конца 2014 года. Немногим ранее, в феврале, депутаты уже поддержали предложения Президента Петра Порошенко к закону о Бюджетном кодексе. Речь шла о том, чтобы перераспределение расходов госбюджета между административно-территориальными единицами осуществлялось по решению Кабмина. Кроме того, было решено, что от суммы налога на доходы физических лиц, который взимается на территории Киева, столице останется лишь 40% (хотя другие населенные пункты получают 60%).

Теперь же Верховная Рада расширила полномочия местных органов власти по управлению расходами. Например, дала возможность осуществлять из бюджетов сел, поселков и городов отчисления на содержание учреждений социально-культурной сферы за счет трансфертов из местного бюджета. Еще одна норма касается перераспределения субвенций в сфере образования и медобеспечения.

Со стороны глав администраций разного территориального уровня не раз слышались жалобы на то, что централизованное управление местными бюджетами дискриминирует их, лишает периферию стабильного финансирования (практика изымания денег из бюджетов "второго" и "третьего" уровня, к слову, очень широко применялась правительством Юлии Тимошенко).

В итоге, местным властям пошли навстречу. И Порошенко эти изменения уже одобрил. Но, насколько разумно было делать такой широкий жест именно сейчас, когда планы по наполнению центрального бюджета воистину наполеоновские? И кто будет контролировать распределение бюджетных средств на местах? Ведь децентрализация грозит еще большими коррупционными проявлениями, с которыми правительство, напротив, пытается всячески бороться. Или только создает видимость?

Ключевые индикаторы государственного бюджета Украины на 2015 год (с учетом последних изменений)