Изначально фирма братьев Джона и Горацио Додж (John & Horace Dodge), образованная в начале ХХ века, славилась своими грузовиками. Пройдя фронтовые дороги Первой и Второй мировых войн, автомобили марки Dodge по праву считались надежными и прочными. Да и сейчас марка более известна своими внедорожниками, минивэнами и пикапами с бараньей головой на капоте. Но суперкар в модельном ряде Dodge всего один. Зато какой.
Впрочем, любителям бескомпромиссных спорткаров не нужно объяснять, что такое Dodge Viper. Сейчас этот автомобиль является одним из символов американской автомобильной промышленности. Многие американцы считают именно Dodge Viper самым спортивным из всех самых спортивных автомобилей. А все потому, что у Dodge Viper есть одно важное преимущество — низкая стоимость. По сравнению с продукцией таких компаний, как Ferrari, Porsche или Aston Martin, которые в большинстве своем стоят далеко за $100 тыс., Dodge Viper отличается крайне умеренной ценой.
Dodge-Viper RT10 Concept 1989 года
Разработка Dodge Viper духовного наследника Cobra, была санкционирована президентом корпорации Chrysler Бобом Лутцем (Bob Lutz) в 1989 году. Прототип новой модели стал звездой на международном автосалоне в Детройте в 1989 году. Окончательный вариант модели Viper RT10 был готов в 1991 году.
Dodge-Viper RT10 1996 года
В проектировании первого поколения «Гадюки» принимал участие двукратный чемпион мира в гонках Формула-1 Эмерсон Фиттипальди. По его словам он попытался сделать самый бескомпромиссный автомобиль, который был бы предназначен только для скорости. И Фиттипальди это удалось — справится с необузданным норовом Viper под силу далеко не каждому, даже опытному, водителю. Возможно, именно поэтому Dodge Viper продается не так и много — за 10 лет выпущено всего около 15 тысяч автомобилей.
Dodge-Viper SRT10 2003 года
Уже через пять лет после первого, в 1996 году, появилось второе поколение Dodge Viper. А еще через пять лет, в январе 2001 года, на автосалоне в Детройте публике было представлено третье поколение этого легендарного автомобиля. Dodge Viper SRT-10, именно такое обозначение получила новая «Гадюка», сохранил все традиционные черты Viper. Даже выхлопную трубу оставили сбоку, а не перенесли назад, хотя изначально планировалось сделать именно так. Однако после опроса владельцев Dodge Viper выяснилось, что они считают выхлопную трубу в пороге одной из фирменных черт автомобиля, наравне с четырьмя огромными отверстиями в решетке радиатора и стильными передними фарами. В общем, конструкторам пришлось уступить. Однако даже у самых прогрессивных инженеров даже и мысли не возникло о том, чтобы произвести изменения в компоновке автомобиля — только задний привод и огромный двигатель V10. А ведь в прессе ходили слухи о том, что Dodge Viper получит 18-цилиндровый двигатель, который будет размещен в базе.
По конструкции Dodge Viper — типичный гоночный автомобиль: каркасно-панельная основа с навесными пластиковыми элементами. Чтобы реализовать умопомрачительную тяговооруженность и загрузить ведущие задние колеса, применили довольно редкую разновидность классической компоновки — двигатель сместили назад за передние колеса, а коробку передач объединили с главной передачей (с дифференциалом повышенного трения) и поместили между задними колесами.
О десятицилиндровом двигателе стоит сказать особо. Алюминиевый силовой агрегат выдержан в американских канонах и с европейской точки зрения безнадежно устарел: единственный распредвал, расположенный в развале блока, посредством толкателей приводит клапаны — всего по два на цилиндр! Подобная схема газораспределения даже у нас — глубокое ретро. Тем не менее, его мощность составляет 500 л.с., которые добываются не путям применения всевозможных электронных примочек, типа непосредственного впрыска. Все дело в гигантском объеме— 8,3 литра! Это самый большой рабочий объем двигателя для легковых автомобилей на сегодняшний момент. Для третьего поколения Dodge Viper этот мотор немного модернизировали — на 50 л.с. поднялась мощность (была 450 л.с.), а крутящий момент достиг 678 Нм (было 664).
Автомобиль получил обновленную шестиступенчатую механическую коробку передач Tremec T-56. Уже на первой автомобиль способен разогнаться до 80 км/ч. Шестая же сделана такой длинной, что теоретически Viper смог бы достигнуть 480 км/ч. При этом, он на 200 кг легче, чем Mercedes SLR McLaren. Правда, несколько смущает расход топлива — у «Гадюки» он в среднем составляет 20 л на 100 км, причем объем топливного бака составляет всего 70 л. Но динамические характеристики впечатляют: до 100 км/ч автомобиль разгоняется всего за 3,9 секунды, а максимальная скорость составляет 306 км/ч.
Да, на такое способен не всякий автомобиль. Наверное, поэтому множество недостатков Dodge Viper воспринимаются как признаки исключительности, а то и продолжение достоинств. К примеру, кому в здравом уме может понравиться тесный узенький салон, который натягиваешь на себя, словно трико? Устроиться в кожаном сиденье с развитой поддержкой не так уж просто. Приседаешь на одной ноге, другую суешь в узкий пенал, ведущий к педалям, затем проталкиваешь филейную часть в щель между рулем и креслом, а в довершение всего пытаешься втянуть скрюченную левую ногу. Так что салон автомобиля вряд ли понравится тем, кто страдает клаустрофобией. Одна радость — у блока педалей есть сервопривод.
Dodge-Viper SRT10 2008 года
Буквально во всем ощущается дискомфорт. Кресла, похожие на ковши, снабжены лишь парой куцых регулировок, зато намертво фиксирует тело, упираясь в ребра здоровенными боковыми гребнями. Что касается багажника, то это вообще недоразумение: сюда поместится разве что средних размеров сумка, причем одна. Про зубодробительную подвеску, отвратительную шумоизоляцию и отсутствие запасного колеса вообще стоит умолчать.
Но стоит только отрегулировать педальный узел, и вы сразу найти удобное положение, а весь дискомфорт разом пропадает. Поворот ключа всего лишь активизирует «Гадюку», заставляя «проснуться» электронику Viper. Басовитое урчание двигателя раздастся лишь после нажатия большой красной кнопки стартера.
Да, салон Viper поражает своим аскетизмом. В нем все говорит не об удобствах и комфорте, а о мощности и скорости. Центральное положение на приборной панели занимает тахометр, размеченный до 7000 об/мин. Справа от него примостились датчики температуры и давления масла, вольтметр и датчик температуры охлаждающей жидкости. Привлекает внимание и размеченный до 335 км/ч спидометр.
Остановить Viper SRT-10 помогут мощные тормоза. 14-дюймовые тормозные диски с суппортами Brembo и продвинутая ABS, действующая на все четыре колеса, способны обуздать автомобиль и успокоить весь дикий табун, который скрывается под капотом Viper.
Dodge-Viper SRT10 Roadster 2008 года
Следует также отметить, что в Dodge Viper SRT-10 специалистам Chrysler удалось избавиться от главного — непослушности автомобиля. Больше у Viper не закидывает задок по соседним полосам, он прекрасно держит курс, так что уже не нужно постоянно нервничать, ерзая в спортивном сиденье. Viper стал более каждодневным автомобилем, если такое слово, конечно, применимо к реактивному снаряду.
Конечно же, за мощность нужно платить. Хоть Dodge Viper SRT-10 дешевле Ferrari 550 Maranello, но и $125 тыс. способны остудить пыл даже самого горячего американца. Впрочем, Viper остается эксклюзивным автомобилем — Chrysler обещает не производить более 1800 SRT-10 в год.
Впрочем, в 2007 году руководство Chrysler пообещало поклонникам Dodge Viper сделать стоимость самой «заряженной» версии Dodge Viper SRT10 ACR 2008 модельного года менее $100 тыс. и выполнило свое обещание. Теперь за $98110 клиенты получают более легкий автомобиль, вес которого снижен за счет широкого использования карбона и демонтажа ненужных для гоночного автомобиля радио- и аудиосистемы. Отсутствует также шумоизоляция, а вместо обычных дверей стоят карбоновые. Кроме того, модификация Viper SRT10 ACR отличается еще более жесткой подвеской и новым аэродинамическим обвесом. Самый быстрый Viper за всю историю модели оснащен 8,4 литровым двигателем V10, мощностью 600 л.с. и 760 Нм, что позволяет разгоняться до 100 км/ч менее чем за 4,0 секунды. Фактически версия Dodge Viper SRT10 ACR представляет собой гоночную версию автомобиля, подготовленную для использования на дорогах общего пользования.
По словам представителей Chrysler, на сборочном предприятии компании в Детройте такая машина будет собираться 50 рабочими исключительно вручную, а на выпуск одного Viper SRT-10 потребуется около 21 часа.