Именно к таким и относятся машины всемирно известной марки Maserati. И мало кто знает, что девяностолетняя история компании изобилует очень крутыми поворотами, словно в детективном романе, и полна драматизма.

 

Как можно легко предположить, к появлению еще одной мастерской по производству авто на заре автомобилестроения стал человек по фамилии Мазерати (Maserati). Да не один, а сразу шесть. Каждый из братьев Мазерати — Карло, Биндо, Альфьери, Марио, Этторе и Эрнесто (Carlo, Bindo, Alfieri, Marco, Ettore, Ernesto) — в той или иной мере, внес свою лепту в развитие компании, которая до сих пор носит их имя. Все они с юных лет были увлечены автомобилями. А еще они были известными итальянскими механиками и конструкторами спортивных гоночных автомобилей. Это сейчас профессия автомеханика не очень ценится, а в те годы, на заре двадцатого века, это были мастера на все руки, способные из ничего создать дееспособные образцы, которые не только были способны ездить, но еще и выигрывали гонки.

 

В молодости старший из братьев, Карло, принимал участие в авто- и мотогонках, затем работал в автофирмах Isotta-Fraschini, Fiat, (Biarichi), а в последние годы жизни с 1905 по 1910 занимал пост директора на заводе спортивных автомобилей Junior. Но болезнь и последовавшая за ней смерть 29-летнего Карло Мазерати в 1910 году прервали его творческий путь. И в наши дни от гриппа ежегодно во всем мире умирают тысячи людей, а в те годы перед этой болезнью медицина была бессильна.

 

14 декабря 1914 года, в самый разгар первой мировой войны, Альфьери Мазерати основал собственную мастерскую Officine Alfieri Maserati. Вскоре к нему присоединились трое младших братьев братьями Этторе, Биндо и Эрнесто. Основными направлениями деятельности нового предприятия были разработка и выпуск автомобилей, двигателей и свечей зажигания. Компания располагалась в Болонье, где на главной городской площади установлена скульптура Нептуна, работы Джиамболоньи. Воодушевленный этим произведением, шестой брат Марио Мазерати, художник по профессии, разработал фирменный знак компании — трезубец, который и послужил предзнаменованием будущего фирмы братьев Мазерати.

 

В 1925 году братья Мазерати, по заказу крупного итальянского фабриканта и автопроизводителя Диатто (Diatto)создали двухлитровый двигатель, которым оснастили довольно успешный гоночный автомобиль Гран-При. Потом Мазерати продолжали его совершенствование и участвовали в гонках при финансовой поддержке фирмы Diatto. Братья построили еще две машины для гонок на Большой приз. Не добившись особых успехов, они разочаровали руководство Diatto, которое решило прекратить финансирование их работ. Братья выкупили свои машины и, уменьшив рабочий объем двигателей до 1,5 л, объявили о создании своих гоночных автомобилей, названных ими Maserati-26.

 

Но рождение Maserati, как фирмы и торговой марки известной всему миру, произошло 25 апреля 1926 года, на старте гонок Тарга Флорио. На этих соревнованиях, третий из братьев Мазерати — Альфьери, который был первоклассным гонщиком, представил и пилотировал первый серийный автомобиль Maserati Gran Prix 1500, 4-цилиндровый мотор которого они сделали из половинки авиационного двигателя Isotta-Fraschini. Автомобиль нес на своем капоте знак трезубца. С этого момента семейный талант и страсть братьев к автогонкам принесли фирме Officine Alfieri Maserati европейскую известность. Ее сумасшедшие спорткары били рекорды скорости и побеждали в соревнованиях сначала в Италии, а затем и в Америке. Два года подряд автомобили модели Maserati 8CTF одерживали победы в гоночных соревнованиях на Indianapolis 500. Именно этот автомобиль стал первым и единственным победителем в этих соревнованиях.

 

Победа в Тарга Флорио создала фирме хорошую репутацию, и Maserati начала собирать самые разные гоночные автомобили, оснащаемые 4-, 6-, 8- и даже 16-цилиндровыми моторами рабочим объемом от 1088 до 4995 см3. Двигатель V16 был собран из двух рядных 8-цилиндровых моторов модели 26В с двумя коленчатыми валами в едином картере, связанными шестеренчатой передачей. В 30-е годы началось производство легковых и спортивных автомобилей для широкой продажи, которые оснащались дефорсированными и упрощенными двигателями от гоночных машин.

Maserati 4CM 1932 года

Maserati V8R1 1935 года

Но неудачи продолжали преследовать братьев. Жизнь Альфьери трагически оборвалась в 1932 — он погиб в автокатастрофе. Трагизм ситуации заключался еще и в том, что именно он отвечал за коммерческие и финансовые вопросы семейного предприятия. После его смерти фирма братьев Мазератти заключила выгодный, с их точки зрения, но как оказалось позже, просто кабальный договор. В результате, через 5 лет руководство перешло к предпринимателям Омеру (Omer) и Адольфо Орси (Adolfo Orsi), сделавшими ставку на производство только на гоночные машины, не размениваясь на «гражданские» образцы. Такой нерыночный подход и погубил бизнес.

Maserati 8CL 1940 года

Братья Мазерати продолжили работу на своей фирме, но не получили полной свободы действий. В 1941 году производственные цеха были переведены в Модену, родной город новых владельцев. В 1947 году, когда 10-летний срок действия контракта с Орси истек, братья, наконец, обрели самостоятельность, но лишились торговой марки и самого названия Maserati. Братья еще пытались возродить былую славу своей фамилии и основали фирму ОСКА (OSCA) организовав небольшое производство по выпуску гоночных авто. Впрочем, новое предприятие не имело особого успеха.

Maserati 250F 1953 года

Maserati A6GCS 1954 года

В последние месяцы работы на Maserati, взяв за основу гоночный 6СМ, они разработали спортивный автомобиль модели A-6G с двигателями в 1,5-2 л, ставший основой будущих машин.

 

Продолжение следует

Александр Павлыгин, NOVOSTI.UA