Наша жизнь делится на этапы какими-то яркими запоминающимися событиями. Именно они остаются в памяти, и именно о них мы потом вспоминаем, оглядываясь на пройденный путь. Если говорить об автомобилях, то именно таким событием может стать встреча с моделями марки TVR.
TVR Tuscan S — это, в первую очередь, высший шик. На улице среди привычных взгляду автомобилей Tuscan выглядит пришельцем из других вселенных. Он производит сногсшибательное впечатление. Яркое солнце играет на обводах кузова, на лаковом покрытии которого, как в зеркале, отражаются проезжающие машины. Дизайн Tuscan, как и всех его собратьев по марке, приводит в восхищение окружающих везде, где бы автомобили TVR не появлялись. Линии кузова напоминают рельефную мускулатуру атлета, а очень покатый капот и передняя светотехника больше похожи на сердитую гримасу.
Буквально каждый элемент внешности Tuscan S отличается своеобразием. Дизайн автомобиля притягивает, заставляет пристально рассматривать суперкар, находя все новые и новые необычные детали. Например, на дверях нет привычных ручек, а кнопки открывания дверей спрятаны в наружных зеркалах.
Впрочем, и в салоне TVR тоже все необычно, все уникально. Вплоть до комбинации приборов. Сверху она обрамлена огромным золотистым полукружьем спидометра. Тахометра в привычном понимании нет вообще. Словно в Формуле-1, есть только лампочки, сигнализирующие о необходимости включения следующей передачи, которые программируются через бортовой компьютер.
Если честно, всегда раздражает тот факт, что в автомобиле за сотни тысяч долларов вроде Bentley или Lamborghini можно встретить клавиши и какие-то другие мелкие детали от массовых моделей. А вот TVR этого недостатка лишен: переключатели здесь все уникальные. Например, фары и бортовой компьютер управляются с помощью крохотных вращающихся колес, выточенных из металла.
Tuscan S — истинно английский автомобиль. Это понимаешь сразу, едва оказавшись за рулем. Легко догадаться, что изначально место для водителя располагалось справа: недаром массивный тоннель пола, скрывающий пятистyпенчатyю коробку передач, заметно смещен влево. Британский владелец TVR мог расположиться за рулем довольно свободно, в то время как пассажиру приходилось тесниться и радоваться, что удалось прокатиться в легендарном сyперкаре. А вот в автомобиле, переделанном для правостороннего движения, ситуация противоположная: на месте пассажира чувствуешь себя относительно просторно, зато пересев за «баранку», оказываешься зажат между тоннелем и дверью. Ничего не поделаешь: левый руль — компромисс, необходимый для экспорта Tuscan на зарубежные рынки.
Кстати, TVR — единственный сyперкар, который стоит дешевле 100 тыс. евро и при этом способен развивать свыше 300 км/ч! А все дело в том, что на Tuscan S устанавливается 4,0-литровая рядная 24-клапанная «шестерка» мощностью 400 л.с., с которой до 100 км/ч авто разгоняется за 3,9 сек., а максимальная скорость достигает 315 км/ч. И, кроме того, снаряженная масса кара составляет жалкие 1100 кг, что в полтора-два раза легче «среднестатистического» сyперкара. Такой легкости удалось добиться за счет особой конструкции: основой для Tuscan S служит пространственная рама, а собственно кузов составляют сделанные из композитов панели.
Но ради справедливости нужно заметить, что автомобиль никак нельзя назвать простым в управлении. Tuscan S — это точный инструмент для очень опытного водителя. Он действительно обладает необузданным характером. Даже на сухом асфальте управлять таким автомобилем непросто. Что тогда говорить о мокром? Словом, TVR не потерпит руки дилетанта. После него даже Ferrari Maranello покажется смирным и простым в правлении автомобилем. Перед нами — не столько дорожный, сколько бескомпромиссный гоночный болид, способный ездить по трассам общего пользования. А что вы хотели от почти гоночной модели с максимальной скоростью в 315 км/ч? Зато врожденная способность Tuscan S проходить повороты в управляемом боковом скольжении высоко ценится настоящими асами — тут TVR мало найдется равных среди заднеприводных суперкаров. Разумеется, для подобных упражнений лучше использовать закрытый трек, нежели дороги общего пользования.
Зато если захотите выкатиться на трек, не надо ничего переделывать. В частности, достаточно вынуть центральную часть подушки водительского кресла, что позволит сесть в низкий салон в гоночном шлеме. Впрочем, есть и альтернативный вариант: удалить крышу и заднее стекло, окончательно превратив автомобиль в подобие гоночного прототипа.
Разумеется, TVR Tuscan S обладает некоторым набором «цивилизованных» черт: в нем есть кондиционер, электростеклоподъемники, кожаная отделка. И нет абсолютно ничего, что может помешать контакту «водитель-автомобиль». Отвечающая за активную безопасность электроника отсyтствyет напрочь. Здесь даже нет АБС в тормозах! И подушки безопасности тоже не предусмотрены... Зато есть ручная коробка передач и задний привод с самоблокирyющимся дифференциалом, который позволяет мгновенно ускоряться даже на разнородном покрытии и «выстреливать» на выходах из поворотов, не растрачивая энергию на пробyксовкy одного из колес.
TVR Tuscan S — воистину штучный товар. Нечего даже сомневаться, что автомобиль — полностью ручной сборки. А когда каждая машина собирается индивидуально, производитель может более гибко подходить к вопросу комплектации. Недаром англичане первыми среди производителей суперкаров предложили заказчикам из России... «зимний» пакет, в который входят омыватели фар с бачком увеличенной емкости, обогрев переднего стекла и кресел плюс более эффективный обдув заднего стекла. Наконец, пакет предусматривает увеличенный клиренс! Вероятно, на этом отразился и тот факт, что последний владелец марки – российский бизнесмен Николай Смоленский – сам не понаслышке знаком с российскими зимами.

Александр Павлыгин