Реформа образования является одним из ключевых инструментов долгосрочных изменений, которые неизбежны для нашей страны. Главным в этих реформах по определению является министр образования и науки Сергей Квит. В интервью РБК-Украина министр рассказал о необходимости принятия закона об образовании, сокращении количества вузов и создании Национального агентства по обеспечению качества высшего образования.
"Для того, чтобы реформировать образование в Украине, невозможно придумать какую-то оригинальную идею и тогда все изменится", - сказал, в частности, Сергей Квит.
РБК-Украина: Недавно вы анонсировали сокращение количества высших учебных заведений с 802 до 317, начиная с лета. При этом, Минобразования заверил, что за всеми преподавателями и студентами будут сохранены их места. Каким образом вы собираетесь обеспечить сохранение преподавательских и студенческих мест, и не увеличит ли это нагрузку на те вузы, которые останутся?
Сергей Квит: Мы уже сократили их количество до 317 - это сделал сам закон ("О высшем образовании", - РБК-Украина). Закон отделил университетское образование от образования, которое предоставляется в колледжах и техникумах. Поэтому колледжи и техникумы, которые были вписаны как высшие учебные заведения І-ІІ уровней аккредитации, сейчас отделены от образования, которое, условно говоря, можно назвать университетским и которое связано с научными исследованиями.
Ниша образования, которую предоставляют колледжи и техникумы, - кто-то относит его к так называемому неполному высшему образованию, кто-то - к среднему, а раньше оно называлось среднем профессиональным образованием, - это, прежде всего, сотрудничество с рынком труда и работодателями, а не с наукой, ведь они не принимают участия в научных исследованиях. А университетское образование связано не только с рынком труда, но и с наукой, и они имеют немного другие задачи.
Сейчас мы внесли законопроект, касающийся развития профессионального образования, и в котором мы имеем в виду, что наши бывшие ПТУ и техникумы (сейчас они по-разному называются - это могут быть и лицеи, колледжи) могут по-разному называться, но у них есть нечто общее, потому что это - техническое, средне-профессиональное, профессионально-техническое образование. Они дают в руки профессию - и человек уже с этой профессией может идти сразу на производство.
Мы со сроками пока что должны быть осторожными, но сформируем эту новую терминологию - мы сейчас этим занимаемся.
Сейчас примерно 317 вузов, поскольку некоторые техникумы и колледжи стали частью университетов, вошли в их структуру, и они фактически занимаются профориентацией для университетов, поэтому у них еще есть время определиться, остаться в структуре университетов, или пойти работать с рынком труда. Если это техникумы и они просто попадают в другую категорию - это не значит, что мы их закрываем, это их оптимизация и тут будут работать совсем другие механизмы.
Но к концу учебного года мы лишим лицензий еще несколько десятков учебных заведений университетского типа - это будут те учебные заведения, которые не могут предоставлять качественное образование. Поэтому к концу учебного года я прогнозирую, что останется около 270 высших учебных заведений.
Есть разные вузы. Есть такие, у которых ничего нет, кроме названия. Если там есть студенты и преподаватели, то, конечно, мы будем заботиться о том, чтобы их всех устроить - это возможно, поскольку лицензированного объема в разных наших вузах вполне достаточно для того, чтобы безболезненно перевести студентов.
РБК-Украина: По каким критериям будут отбираться такие вузы? Планируете ли вы специальную аттестацию?
Сергей Квит: Нет, не будем. Мы составили перечень учебных заведений, имеющих менее 200 студентов. Если меньше 200 студентов, то мы попросили их объяснить, как они могут выживать с экономической точки зрения, ведь университетское образование предполагает комплексное образование - это не курсы какие-то - разные предметы, разные блоки дисциплин и поэтому нужно содержать всех этих преподавателей.
И некоторые (вузы, - РБК-Украина) объяснили: для примера, у одного небольшого, но очень хорошего вуза в Одессе на сайте была подана очень некорректная информация, и мы от них получили всю официальную информацию с подписями, печатями. Они исправили эти неточности и поэтому могут нормально существовать.
Есть вузы, которые живут за счет спонсорской помощи, как, например, небольшой еврейский университет в Днепропетровске, что в основном фокусируется на иудаике. У них есть сотрудничество и поддержка Израиля, имеют оттуда дотации, и у них в Украине есть спонсоры.
Также в этот перечень попало несколько бизнес-школ - в них не только те студенты, которые светятся в ЕГБО (Единая государственная база по вопросам образования, - РБК-Украина) и получают государственный диплом, но и студенты, которые покупают только модули, из которых состоит все обучение. То есть, они получают только сертификат, но они также студенты, они платят значительные средства, и это дает возможность существовать бизнес школе.
То есть, мы получили объяснение, но были и такие (вузы, - РБК-Украина), которые вообще не появились, хотя все об этом говорили, и вся пресса об этом писала. Поэтому был такой своеобразный критерий: объясните, как вы можете хотя бы выживать, и есть такие, которые не смогли объяснить, или которые даже не собирались этого делать.
В дальнейшем количество вузов будет сокращаться. Но требования качества, которым должны соответствовать университеты, будет выдвигать Национальное агентство по обеспечению качества высшего образования. Агентство начнет работать уже в этом году - это независимый орган, там не будет представителей Министерства, то есть государства, там все избираются по квотному принципу - от университетов государственных коммунальных и частных, от студентов, Национальной академии наук, работодателей, то есть профессионально независимых людей.
РБК-Украина: Несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране и в соответствии с требованиями ВМФ, в украинских вузах и в дальнейшем будут сокращаться количество бюджетных мест. Каких специальностей это коснется в первую очередь? Есть специальности, государственный заказ на которые сокращать не будут?
Сергей Квит: Это не коснется конкретных специальностей. Мы до сих пор не выходим из демографического провала. Только на демографических потерях ежегодно у нас используется не весь госзаказ.
То уменьшение, которое мы предусмотрели в этом году, будет примерно таким, как и демографические потери. Поэтому существенного уменьшения не будет, я надеюсь, если ничего не случится, потому что у нас остается непредсказуемая ситуация из-за войны.
РБК-Украина: Вы неоднократно заявляли о том, что бизнес должен участвовать в формировании и финансировании учебных программ. Есть уже компании, готовые инвестировать в подготовку специалистов в отечественных вузах?
Сергей Квит: Конечно, есть примеры. Мы несколько лет назад основали межкорпоративный университет, куда со стороны вуза вошли такие хорошие университеты, как Национальный университет им. Тараса Шевченко, Киевская политехника, Киево-Могилянская академия. Из частного сектора там был представлен целый ряд крупных корпораций и компаний - эта форма является успешной.
Есть примеры, когда компании - будь то IT или другие - просто заходят в аудитории и предлагают своих преподавателей, имеют тесное сотрудничество с университетами и предлагают специальные курсы, которые более ориентированы на потребности рынка труда.
Также мы недавно основали очень хороший проект, связанный с выпечкой хлеба. Одна крупная украинская корпорация даже построила помещение, где может проходить часть учебного процесса для студентов вузов, где готовят специалистов для хлебопекарной отрасли. Таких примеров пока недостаточно, но становится все больше.
Думаю, когда заработает Национальное агентство по оценке качества высшего образования (там будут четыре представителя от работодателей, чего раньше не было), она будет влиять на процессы лицензирования и аккредитации, так или иначе принимать участие в формировании содержания образования в сотрудничестве с университетами, - это сотрудничество будет все более тесным.
В законопроекте, который мы внесли и который касается профтехобразования, среднего специального образования, техникумов и колледжей, мы предусматриваем новые формы сотрудничества на областном и региональном уровнях, чтобы развитием профессионального образования занимались не сами учебные заведения или государство.
Мы вводим такую форму, как совет стейкхолдеров - это представители самих заведений, местной власти, бизнеса, индустрии, иногда государственных предприятий. Также мы предполагаем, что на техникумы и колледжи будут влиять их отрасли. То есть, не только по региональному принципу, но и по отраслевому, и они будут совместно принимать решения.
Ведь кого-то одного нельзя спросить, потому что у каждого есть свои интересы. Но когда их собрать вместе, они должны нести ответственность за свои решения перед государством и местным сообществом. То есть, таких форм сотрудничества между бизнесом и образованием будет все больше и больше.
РБК-Украина: Когда может быть принят закон "О профессиональном образовании"?
Сергей Квит: Я надеюсь, что все наши законы, которые мы обязались принять, должны быть приняты до лета. Сейчас мы над этим активно работаем. В прошлом году, напомню, был принят закон "О высшем образовании", в этом году будет закон, посвященный, условно говоря, профессиональному образованию, законы, посвященные организации научных исследований, и большой рамочный закон "Об образовании".
РБК-Украина: Какие ключевые изменения предусматривает закон "Об образовании"?
Сергей Квит: Главное - это создание целостной картины. Речь будет идти о всех уровнях образования: дошкольном, внешкольном, среднем, высшем образовании, образовании в течение жизни - повышение квалификации, переквалификации - туда будет входить все. Это не так просто сделать.
Для того, чтобы реформировать образование в Украине, невозможно придумать какую-то оригинальную идею и тогда все изменится. У нас есть уже очень хороший закон о высшем образовании. Но одно дело - проголосовать за один раз, а другое дело - имплементировать, то есть, изменить академическую культуру, образ жизни.
То, что касается среднего образования, школ, то без увеличения финансирования можно сделать немногое. Если университеты сами себе могут давать совет во многом, то школы так не могут. Государство и местные общины должны заниматься ими - это вопрос распределения полномочий.
Например, нам обязательно надо вводить 12-летнюю школу. Сам факт, что наш парламент проголосует, также ничего не решает, нам надо изменить материально-техническую базу, увеличить оплату труда учителей, нужно реформировать сеть школ, потому, что все школы в нынешнем виде не могут так существовать.
Есть очень маленькие школы, которые неэффективны, где есть несколько учеников и несколько учителей, там нет никакого качества, поэтому часть этих школ закроется. В таком случае мы должны предусмотреть открытие крупных, качественных и хорошо оснащенных школ с качественными хорошими педагогами, тогда нужно иметь хорошие дороги, чтобы детей привозить, нужно иметь транспорт, то есть это связано с комплексом реформирования целой страны.
Поэтому рамочный закон "Об образовании" даст нам целостную картину этих реформ.
Беседовала Юлия Молочко
Вторую часть интервью с министром образования Украины Сергеем Квитом читайте завтра, 25 марта