Значение двух железнодорожных проектов  для стран Кавказа трудно переоценить. Северные пути региона ограничены и, по сути, новый проект может стать для Армении и Ирана большим окном в мир.

 

Параллельная реализация двух проектов даст возможность осуществлять более интенсивный товарообмен не только между Ираном, Арменией и Грузией, но и активизируется торговля со странами Центральной Азии и Китаем. Не секрет, что железнодорожный транспорт является самым доступным по цене, и потому прямое железнодорожное сообщение, несомненно, значительно понизит транзитные расходы товаров из Южного Кавказа в азиатские страны. 

 

Общая стоимость железнодорожного проекта Узень-Горган составляет 620 млн. долларов, ее протяженность равняется 670 км, предполагаемый объем перевозок в первый год - 5,5 млн. тонн.           

 

В Казахстане выразили большую заинтересованность в строительстве железной дороги Иран-Армения, поскольку он является целесообразным продолжением строящейся дороги, и выход к черноморскому побережью. Уже проведены переговоры с министерством транспорта Армении, рассмотрены перспективы реализации проекта.

 

Указанные маршруты могут быть довольно привлекательными и для Украины, использование коридора Иран – Армения – Грузия – Украина может стать реальной альтернативой существующим транспортным коридорам. Также если учесть наличие газопровода Иран-Армения, и большое желание Ирана построить еще один и сделать магистраль транзитной через Армению и Грузию в Европу, то у Украины появляется реальный шанс диверсификации путей энергоносителей в страну. Особенно важно, что данный вариант диверсификации, не пересекается с интересами других стран экспортеров энергоносителей.

Марат Акопян