Команда японского космического аппарата "Кагуя", отправившегося в прошлом сентябре к естественному спутнику Земли, представила первые результаты его работы. На 40-м ежегодном съезде отделения наук о планетах Американского астрономического общества, проходящем в эти дни в американском городе Итака (штат Нью-Йорк), Сё Сасаки из японской Национальной астрономической обсерватории, рассказал о предварительных итогах исследований гравитационного поля спутника.

 

 

Зонд "Кагуя" был запущен 14 сентября прошлого года со стартового комплекса Ёсинобу японского космодрома Танэгасима и стал первым в истории японской космической программы аппаратом для исследований Луны (одну болванку к нашему спутнику японцы уже запускали, но никаких исследований этот тестовый аппарат не проводил, и задачи его были чисто технологическими). Жители Страны восходящего солнца "прыгнули через ступеньку", ещё 5 лет назад запустив исследовательский аппарат "Хаябуса" к астероиду Итокава (25143), но лишь четыре года спустя занялись изучением самого близкого внеземного объекта.

 

 

Зато к Луне аппарат отправился во всеоружии. Конечно, 15 научных инструментов на борту исследовательского зонда - не рекорд, хотя само оборудование образца 2007 года, куда совершеннее того, что было установлено на прежних лунных аппаратах.

 

 

Учёные полагают, что в ту эпоху, когда на обратной стороне Луны сформировалась большая часть древних ударных структур, её литосфера была толще, чем на лицевой. Отсюда Сасаки заключает, что обратная сторона Луны остывала быстрее, чем обращённое к нам полушарие. Когда крупные ударные структуры образовывались с "нашей" стороны, мантия здесь была ещё горячей и после удара отпружинивала наружу, поднимая плотное вещество ближе к поверхности. На обратной же стороне литосфера просто прогибалась под ударом и так и застывала, притапливая вместе с собой и поверхность равного гравитационного потенциала.

 

Газета.ru