По мнению президента Франции Николя Саркози, это может надолго остановить процесс расширения Евросоюза. "За исключением, возможно, Хорватии, новых этапов расширения Евросоюза быть не должно до того, пока Лиссабонский договор не вступит в силу", - соглашается и глава Европарламента Ханс-Герт Поттеринг.

 

Вместе с тем глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу утверждает, что негативный результат ирландского референдума не должен парализовать Европу в то время, когда население обеспокоено ростом цен на топливо и продукты питания.

 

По мнению аналитиков, участники саммита ЕС хотят сместить акцент обсуждения с судьбы Лиссабонского соглашения на экономический кризис. "Больше всего нас беспокоит экономическая ситуация в Европе. Цены на нефть, цены на продовольствие - именно эти вопросы мы намерены обсудить", - заявил Баррозу.

 

В ходе первого дня саммита его участники так и не смогли найти решений ни экономического, ни институционального кризисов ЕС. Единственными практическими результатами стало формальное решение о приёме Словакии в зону евро с 1 января 2009 г и договорённость об отмене де-факто не существующих политических санкций против Кубы.

 

Эти санкции, введённые в 2003 году, заключались в сокращении обменов визитами на высоком и высшем уровне, количество которых между Кубой и странами ЕС и так было исчезающее мало. Кроме того, с 2005 года действие этих санкций уже было приостановлено.

 

В то же время европейский лидеры продолжают призывать ратифицировать Лиссабонский договор все страны-члены Евросоюза, которые ещё не сделали этого. "Итальянское правительство желает ратификации Лиссабонского договора", - заявил премьер-министр Италии Сильвио Берлускони.

 

Поддерживает его точку зрения и канцлер Германии Ангела Меркель. Выступая накануне саммита, она откинула предположение, что Ирландию могут исключить из соглашения, или что может быть создано Европу с двумя уровнями интеграции. При этом она намекнула на то, что проблему можно решить путём проведения повторного референдума.

 

Премьер-министр Ирландии Брайен Коуэн считает, что пока рано говорить о каких-либо вариантах, в том числе о проведении повторного всенародного голосования. По словам Коуэна, для Ирландии "требуется время, чтобы проанализировать итоги референдума и обдумать варианты решения в создавшейся ситуации". А глава МИД Ирландии Михол Мартин заявил, что не ожидает принятия решения о судьбе Лиссабонского соглашения даже к следующему саммиту ЕС в октябре.

 

В Лиссабонском договоре прописан срок его вступления в силу - 1 января 2009 года. Однако до этого времени его должны были ратифицировать все 27 государств. Такой шаг сделали уже 19 стран - Австрия, Болгария, Греция, Литва, Латвия, Люксембург, Мальта, Польша, Португалия, Франция, Румыния, Германия, Словакия, Словения, Дания, Венгрия, Финляндия и Эстония.

 

Последней в среду, 18 июня, стала Британия. Теперь внимание европейцев приковано к Чехии, президент которой скептически отнесся к соглашению - и сейчас его рассматривает конституционный суд страны.

 

Неопределённость вокруг судьбы соглашения может негативно сказаться на решении других стоящих перед ЕС вопросов, таких как подготовка к принятию новых членов - Хорватии и других балканских стран.

 

Напомним, Лиссабонское соглашение, подписанное 13 декабря 2007 года, призвано превратить Европу как бы в Соединенные Штаты - федерацию с единым президентом, который будет избираться на 2,5 года. Кроме того, документ предусматривает реформу исполнительного органа ЕС - Еврокомиссии, в которую будет введён наделённый широкими полномочиями еврокомиссар по внешней политике. Он будет отчитываться перед лидерами ЕС.

 

Референдум для ратификации требовался только в Ирландии, где все базовые соглашения ЕС требуют поправок к конституции страны, которые принимаются только всенародным голосованием.

 

По данным социологов, основными противниками договора являются деревенские жители и жители городских рабочих кварталов. Они негативно восприняли превалирование роли Евросоюза над национальным законодательством, зафиксированное в Лиссабонском договоре, а также возможность усиления военной составляющей ЕС, которая может представлять угрозу для политики государственного нейтралитета Ирландии.

 

Отказ Ирландии ратифицировать договор может создать новый юридический тупик для этой региональной организации, как это случилось в 2005 году с проектом европейской конституции, который на национальных референдумах отвергли жители Франции и Нидерландов.

NEWSru