Как стало известно ежедневнику "Гардиан", Кремль добивается от Великобритании выдачи Юрия Никитина – очередного олигарха, бежавшего на британские острова, обвиняя его в растрате полмиллиарда долларов по контрактам на танкерные перевозки.

 

Британские правительственные источники подтверждают, что британское vинистерство внутренних дел получило распоряжение об аресте Никитина, но на сегодняшний день не предприняло никаких шагов в этом направлении. Посольство России от комментариев по этому вопросу отказалось, а пресс-секретарь британского МВД не подтвердил, но и не отрицал названные факты. Как утверждают кремлевские юристы, на просьбу Москвы the Serious Fraud Office - специальное подразделение при правительстве Великобритании, занимающееся раскрытием финансовых преступлений на сумму не менее 1 миллиона фунтов, обещало юридическую поддержку в вопросах, касающихся этого дела.

 

Эта ситуация может еще больше углубить кризис в российско-британских отношениях, ставших исключительно напряженными после того, как Россия потребовала закрытия отделений Британского Совета в Петербурге и Екатеринбурге, а также с той поры, когда Великобритания безуспешно добивалась от России выдачи Андрея Лугового - предполагаемого убийцы Александра Литвиненко. "Буду хлопотать о защите перед правительством Великобритании",- сказал Юрий Никитин, пребывающий, как обычно, в своем доме в Беркшире.

 

Независимо от требования экстрадиции, в Великобритании в гражданском суде против Никитина проводится процесс, в ходе которого выяснилось, что власти России действительно допустили лжесвидетельствования, небрежность при составлении документов и их хищения. Суд нанял британское следственное агенство, возглавляемое бывшим офицером государственной антитеррористической службы, для получения достоверной информации о заграничных финансовых активах Никитина.

 

Как выяснило следствие, Никитин, мало известный ранее предприниматель в области судоходства, нашел возможность выделить девять миллионов фунтов для покупки в Великобритании резиденции в стиле неопалладионизма. В то же время на его счетах в российских банках заморожены 100 миллионов фунтов. Никитин пояснял, что бежал из России после налета милиции на его офисы в Петербурге, а также из-за опасения призыва его сына в российскую армию и направления в Чечню.

 

Никитин считает, что стал жертвой конфликта в московских политических кругах, некоторые фракции которых хотят лишить его "легально принадлежащего ему имущества". Российские власти добились разрешения на замораживание активов Никитина, что означает, например, невозможность продажи Никитиным своей шикарной виллы под названием "Шаротка", расположенной неподалеку Аскота, с бассейном, управляемым освещением и собственной электростанцией. Собственность зарегистрирована на головную фирму Никитина – LG Lawers, деятельность которой осуществляют специалисты по праву из лондонского Сити, а основной функцией, согласно рекламе, является оказание юридических услуг особо богатым людям всего мира.

 

По мнению российских властей, Никитин заработал капитал на нелегальных сделках с государственным предприятием Совкомфлот, руководители которого за взятки отдавали ему особо выгодные контракты на судоперевозки. Совкомфлот, во главе которого стоит бывший министр финансов Сергей Франк, - это один из крупнейших российских судовладельцев, предоставляющий танкеры Газпрому для транспортировки сжиженного природного газа. Суммарная стоимость активов Совкомфлота оценивается в 2 миллиарда фунтов.

 

50-летний Никитин совместно с 37-летним Дмитрием Скаргой в начале 90-х годов был связан с петербургской группой влиятельных чиновников от энергетики. Члены этой группы были обвинены политическими противниками в получении личных финансовых интересов от нелегальных трансакций в российском топливно-энергетическом секторе и в "набивании миллиардами карманов президента Путина".

 

Никитин и Скарга сразу после распада Советского Союза организовали частную фирму, занимающуюся оборотом нефти в пределах Балтийского моря. Благодаря выгодным контрактам, среди прочих и с предприятием Кинекс, они занимались поставкой нефти за границу с нефтеперегонного завода вблизи Петербурга. Во главе Кинекса пребывал в то время Геннадий Тимченко, близкий приятель Путина. За счет личных контактов  Тимченко доминировал в секторе торговли нефтью в России. После получения финского гражданства переехал в Швейцарию и образовал в Женеве предприятие Гунвор, занимающееся торговлей нефтью с оборотом величиной 30 миллиардов фунтов.

 

Тимченко имел гарантированные объемные контракты на продажу российской нефти за границу. Он категорически отрицает обвинения о якобы имевшемся участии Путина в прибылях Гунвора. Личное состояние Тимченко достигает 40 миллионов фунтов.

 

Однако Тимченко не фигурирует в деле, проводимом против Никитина. В свою очередь Скарга, будучи президентом Совкомфлота, подписал несколько контрактов с заграничными фирмами Никитина на чартерные перевозки и строительство судов. В 2005 году Скарга был заменен на должности Сергеем Франком, который добился расследования против Тимченко и Скарги и ареста их сотрудников.

Анатолий Пилипенко