В пятницу представители «Росатома» и «Атомстройэкспорта» (подрядчика, строящего АЭС в иранском Бушере) сделали ряд пессимистических заявлений в связи с завершением бушерского долгостроя. Предполагалось, что в мае – в ближайшие дни – в Иран отправится делегация «Атомстройэкспорта» во главе с президентом этой фирмы Сергеем Шматко. Однако, как заявил источник в «Атомстройэкспорте», переговоры между Россией и Ираном по вопросам достройки АЭС «Бушер», по всей видимости, будут перенесены. В «Атомстройэкспорте» «Газете.Ru» заявили, что «визит Шматко в Иран был отложен потому, что не было выработано согласованной позиции обеих сторон в плане финансирования проекта АЭС «Бушер» на весь заключительный период сооружения объекта, вплоть до его пуска». Руководитель пресс-службы «Атомстройэкспорта» Ирина Есипова рассказала «Газете.Ru», что сложности связаны в том числе и с так называемыми поставщиками из третьих стран. По словам Есиповой, ее организация намерено продолжать работу с иранцами и «вырабатывать согласованную позицию».
Между тем источники в Росатоме утверждают, что в этом ведомстве уже «высказывают сомнение в дальнейших перспективах проекта строительства АЭС в Бушере в связи с масштабами финансирования проекта иранской стороной».

«Иран до сих пор не наладил финансирование строительства АЭС в Бушере, и сейчас этот проект для России убыточен», заявил журналистам источник в Росатоме. «Нормального финансирования они не ведут... У нас стойкое понимание, что они имитируют финансирование», – сказал он, отвечая на вопрос, налажено ли иранской стороной финансирование строительства. По словам источника, за пять месяцев Тегеран заплатил всего $20 млн, тогда как при нормальном графике необходимо $25 млн в месяц. Отвечая на вопрос, понесет ли Россия убытки в случае разрыва контракта, источник отметил, что Россия уже сегодня их несет. «Проект уже сейчас для нас скорее убыточный», – заявил источник.
Напомним, с января, когда России поддержала антииранскую резолюцию в ООН, иранская сторона начала нарушать обязательства по финансированию строительства АЭС в Бушере, что привело к срыву сроков поставок оборудования на АЭС из третьих стран.

Последние консультации сторон завершились 22 апреля в Москве подписанием двустороннего протокола, который определил «план мер по обеспечению стабильного финансирования строительства станции». Тогда же Россия и Иран договорились в мае проанализировать выполнение этого протокола. Сначала в Иран вылетела делегация «Атомстройэкспорта» во главе с начальником управления по реализации иранского проекта компании Владимиром Павловым, была достигнута предварительная договоренность о визите президента компании Сергея Шматко. Этот визит, как теперь стало очевидно, срывается.

Российские политики заняли сторону атомщиков. Депутат Госдумы от «Единой России», председатель подкомитета по атомной энергии Виктор Опекунов заявил «Газете.Ru», что Москва должна жестко надавить на Иран. «Если иранская сторона еще месяц-два продолжит политику неплатежей, надо будет выходить на политическое решение», – заявил депутат. Опекунов пояснил, что должны подключаться российские политические структуры, в том числе Госдума, которая должна будет сделать соответствующее заявление или принять постановление, которое будет рекомендовать правительству поступить так или иначе. «Так что мы выходим на серьезные политические решения. Возможно, придется довести до Тегерана, что для России теряется всякий смысл отстаивать бушерскую станцию при определении перечня объектов, по которым будут выноситься санкции международным сообществом», – подытожил Опекунов.

Руководитель Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров, напротив, озложил вину за срыв сроков строительства на российскую сторону. «Атомстройэкспорт» своими заявлениями прикрывает то, что не успевает в срок сдать станцию. Дело в том, что некоторые виды оборудования для АЭС изготавливаются в третьих странах, и согласно контракту, «Атомстройэкспорт» как генподрядчик должен обеспечить монтаж и этой части АЭС. Из-за того, что эти страны отказались вовремя предоставить оборудование, к примеру, установки для систем охлаждения реактора, очевидно, «Атомстройэкспорту» грозили бы большие иски в связи с недостроем. И «Атомстройэкспорту» нужен аргумент: «вы не платите, из-за этого мы отстаем». На самом деле причина банальна. Если нет соответствующих документов с оформлением сделки (имеются в виду договоренности с третьими производителями), как можно перевести деньги», - пояснил Сафаров.
Эксперт считает, что часть вины за проблемы с финансированием лежит на одном крупном российском банке, который по политическим причинам не заинтересован в усилении Ирана.

«Обслуживающим банком в этом проекте является «Альфа-банк» – банк с обширными отношениями с разными странами мира. Иранская сторона подозревает, что проблемы могут быть в политической ангажированности «Альфа-банка». В какой-то момент даже встал вопрос о возможном пересмотре обслуживающего банка. Но этот вопрос потом не был понят в ходе российско-иранских переговоров. Но такое мнение существует в Иране», - сказал Сафаров. В пресс-службе «Альфа-банка» «Газете.Ru» заявили, что не могут сейчас прокомментировать ситуацию с обслуживанием поступающих из Ирана денег и предложили прислать письменный запрос.