Путин предложил обсудить эту проблему в совете Россия-НАТО. Если прогресса не будет, президент считает необходимым прекратить выполнение обязательств по этому договору. Он пояснил, что такой мораторий должен действовать "до тех пор, пока все страны НАТО не ратифицируют договор и на начнут его на деле исполнять, как это делает Россия".
По словам Путина, "пора наконец и нашим партнерам не на словах, а на деле внести свой вклад в сокращение вооружений хотя бы в Европе". Пока они их только увеличивают, заметил Путин. Это заявление зал встретил продолжительными аплодисментами. "Следующая фраза была: "Прошу Федеральное Собрание поддержать это предложение", - но я так понял, что оно уже поддержано", - ответил на это президент России.
ДОВСЕ подписали в 1990 году в Париже 22 государства. Договор вступил в силу в ноябре 1992 года. По сути это был договор между странами НАТО и Варшавского Договора, и основной его целью являлось установление более безопасного баланса в Европе за счет сокращения основных вооружений обычных вооруженных сил, а именно: боевых танков, боевых бронированных машин, артиллерийских систем, боевых самолетов и ударных вертолетов.
После распада СССР и расширения НАТО в ноябре 1999 года в Стамбуле все участники ДОВСЕ подписали Соглашение об адаптации Договора, предусматривающее отход от блоковых ограничений к национальным и территориальным. В настоящее время адаптированный ДОВСЕ ратифицировали лишь четыре страны - Белоруссия, Украина, Казахстан и Россия.
Теперь же, по мнению Путина, после распада Варшавского Договора по сути теряется смысл самого документа. "Сегодня он означает лишь то, что на территории собственной страны мы ограничены в вопросах дислокации вооруженных сил общего назначения", - сказал президент. По его словам, с трудом можно представить, чтобы, например, США ограничивали на таком основании передвижение войск на собственной территории.
"Тем не менее Россия не только подписала, ратифицировала, но и на практике выполняет все положения ДОВСЕ, - продолжал Путин. - Мы существенно сократили количество войск. На северо-западе у России не осталось ни одного управления армейского и корпусного масштаба. Из европейской части страны выведены практически все виды тяжелых вооружений. Фактически мы единственная страна, которая имеет так называемые фланговые ограничения на юге и на севере. И даже в условиях обострения ситуации в Чеченской Республике, Россия продолжала выполнять условия этого договора, согласовывала свои действия с партнерами".
А вот партнеры России, подчеркнул президент, даже не ратифицировали адаптированный договор, ссылаясь при этом на Стамбульские договоренности, предусматривающие вывод российских подразделений из Грузии и Приднестровья.
"Однако, во-первых, наша страна целенаправленно работает над решением этих непростых задач, а во-вторых, что самое главное - Договор об обычных вооруженных силах в Европе юридически вообще никак не связан со стамбульскими договоренностями, - ответил президент. - Это дает нам полное основание утверждать, что наши партнеры в данном случае ведут себя как минимум некорректно, добиваясь односторонних преимуществ. Не ратифицируя под надуманными предлогами ДОВСЕ, они используют сложившуюся ситуацию для наращивания возле наших границ систем военных баз".
"Более того, они еще и планируют разместить элементы противоракетной обороны в Чехии и Польше, а такие новые страны НАТО, как Словакия и государства Прибалтики, например, несмотря на предварительные договоренности с Альянсом, вообще не присоединились к ДОВСЕ, что создает для нас реальные опасности с непредсказуемыми сюрпризами, - указал президент.
Первый вице-премьер Сергей Иванов считает вполне обоснованным и естественным позицию Путина по Договору по обычным вооруженным силам в Европе.
"Почему Россия в одностороннем порядке должна выполнять взятые на себя обязательства, в то время как другие страны под различными предлогами эти обязательства на себя не берут?" - сказал он в четверг. "Невозможно представить ситуацию, когда президент США - Верховный главнокомандующий не может перебросить хотя бы одно бригаду из Техаса в Калифорнию, потому что на нем висят ограничения, которых нет перед другими государствами".
В свою очередь директор Института политических исследований Сергей Марков назвал заявление Путина по ДОВСЕ "политической сенсацией" и "попыткой подтолкнуть зарубежных партнеров к разоружению". "Россия выполняет обязательства по разоружению, но Россия хотела бы, чтобы и другие страны тоже выполняли эти обязательства, и прежде всего американцы. Таким образом, это обращение к международной общественности с призывом вести переговоры по разоружению", - заявил Марков.
Он добавил, что Путин явно выразил недовольство ангажированностью ОБСЕ, которая была изначально создана как совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, и вопросы безопасности напрямую нарушаются нератификацией ДОВСЕ. По мнению политолога, президент также в своем послании четко обозначил позицию России, которая "не позволит, чтобы США делали все, что хотели и продлевали гонку вооружений" .
Объявленный президентом РФ Владимиром Путиным мораторий является "своевременным и правильным шагом", - считает глава международного комитета Государственной Думы Константин Косачев. "Объявленный мораторий означает, что мы в дальнейшем будем исходить не из требований договора, а из соображений защиты национальных интересов нашей страны", - сказал Косачев.
Он напомнил, что Россия еще в 2004 году ратифицировала ДОВСЕ также, как и Украина, Белорусь и Казахстан. Но с этого времени договор не вступил в силу, так как он до сих пор не ратифицирован большинством государств - его участников. Он подчеркнул, что все это время Россия исполняла требования ДОВСЕ на исключительно добровольной основе. Эти требования касаются пяти положений, устанавливающие "потолки" для численности боевых самолетов, вертолетов, танков, бронемашин и артиллерии, а также численности военнослужащих.
"В 90-е годы наши партнеры по ДОВСЕ де-факто соблюдали его требования, но в последние годы все более сокращается количество стран, которые следуют этим требованиям", - подчеркнул Косачев. В качестве примера он привел факт перемещения американских вооруженных сил из Германии в другие страны Европы, в частности, в Болгарию и Румынию. Таким образом, подчеркнул Косачев, Россия фактически остается единственным государством, которое, ратифицировав договор, выполняет его условия.
Председатель Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов также считает объявление моратория абсолютно логичным шагом. "Призыв к замораживанию выполнения ДОВСЕ - это разумный ответ на сложившуюся ситуацию", - сказал Караганов. В частности, он отметил, что "этот договор был уже устаревшим, когда его подписывали, а с тех пор произошли еще новые кардинальные изменения". Поэтому в нынешней ситуации его выполнение со стороны России является своего рода нонсенсом.
Вместе с тем он не считает, что сделанное президентом РФ Владимиром Путиным заявление говорит о намерениях России сделать ставку на военную силу. "Президент предложил обсудить эту тему, и не мог не иметь ввиду, чтобы не подтолкнуть наших партнеров к усилению контроля над вооружениями, поскольку гонка вооружений снова набирает обороты, причем, уже не по линии Восток-Запад. А кроме того, здесь может идти речь и о возобновлении сокращения иных видов вооружений", - полагает Сергей Караганов.
Объявленный Путиным мораторий подтолкнет европейские страны к выработке позиции в отношении будущего этого документа, считает президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов. "Европе придется, наконец, определиться, что для нее важнее - интересы собственной безопасности или сверхдержавные амбиции США, поскольку именно Вашингтон препятствует ратификации адаптированного ДОВСЕ странами НАТО, пытаясь создать вокруг России своеобразный силовой кордон", - заявил Ивашов.
При этом он не исключил, что уже в ближайшее время "наиболее ответственные руководители европейских стран выскажут конструктивные предложения по проблеме ратификации ДОВСЕ". По его мнению, "это в известном смысле вызовет раздор внутри самого Североатлантического альянса, поскольку многие его члены, особенно страны-новобранцы, безусловно, пойдут в фарватере политики США".
Между тем руководитель отдела Института политического и военного анализа Александр Храмчихин считает, что объявление Россией моратория на выполнение положений ДОВСЕ "вряд ли побудит страны НАТО ратифицировать этот документ". Такими шагами мы непроизвольно можем подыграть американцам, которые всячески пытаются сплотить европейские страны на антироссийских позициях, сказал Храмчихин. По его мнению, России необходимо искать и другие пути для уменьшения военных угроз с европейского направления.
Эксперт сомневается, что в будущем Договор об обычных вооруженных силах в Европе вообще сохранится. При этом он напомнил, что единственной страной, которая подпадает под фланговые ограничения, определенных этим Договором, является Россия. В свою очередь первый вице-президент Академии проблем безопасности и правосудия Валерий Есин считает своевременным объявление моратория Россией на выполнение ДОВСЕ.
"Запад будет до бесконечности увязывать ратификацию ДОВСЕ с выводом наших баз из Грузии и миротворческих подразделений из Приднестровья, если Россия не поставит ребром вопрос о судьбе этого договора. Поэтому я считаю, что выступление президента по этому поводу очень своевременное", -сказал Есин. Любой эксперт в области военной политики понимает, что эти условия Запада не имеют никакого отношения к существу ДОВСЕ, заявил Валерий Есин.
Заместитель генерального секретаря НАТО Гий Робертс считает, что заявление Владимира Путина о возможности выхода России из ДОВСЕ, "является всего лишь предположением". У НАТО и России есть разногласия по Стамбульским соглашениям, которые не раз были высказаны на различных уровнях. Тем не менее, я думаю, что нынешнее предложение президента России о возможном выходе из Договора ДОВСЕ является только предположением, а не принятым решением, -сказал Робертс.
Другой источник в штаб-квартире НАТО в Брюсселе заявил на условиях анонимности, что в руководстве альянса хотели бы получить дополнительные разъяснения со стороны министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова. В четверг в Осло Лавров участвует в неформальном заседании Совета Россия-НАТО на уровне глав дипломатических ведомств. "Нам пока не очень ясно, на что собственно объявлен мораторий. На договор, который еще не вступил в силу?" - сказал источник.
Заявление президента Путина это серьезный сигнал Западу о том, что геополитическая ситуация изменилась и требует очень серьезных переговоров. Так считает германский политолог Александр Рар. "Россия уже не та, что была 15 лет тому назад, мы вошли в новую эру, когда нужно вести другой стратегический партнерский разговор, потому что бывшие договоренности во многом устарели из-за резко изменившейся геополитической ситуации в Европе", - заявил Рар.
"Вызывает большую озабоченность, что шаг за шагом договоренности, которые были достигнуты 15 лет назад при подписании ДОВСЕ, сегодня изменяются не по вине России", - сказал политолог. Среди этих изменений он назвал выход США из Договора по ПРО, а также дальнейшее расширение НАТО, которое может распространиться на Украину и Грузию. "Это базы НАТО в Афганистане и в Центральной Азии и, может быть, скоро на Кавказе. Это и размещение элементов американской ПРО в Польше и Чехии, и возможный выход РФ из ДОВСЕ, договора о сокращении ракет средней и меньшей дальности", - сказал Рар.
То, что считалось, что после окончания холодной войны будетдержаться вечно, сейчас пребывает в очень серьезном кризисе. И необходимо найти какой-то общий документ или общую платформу, на которой договоренности между Россией и Западом обсуждались бы и укреплялись, В противном случае можно очень быстро сползти к чему-то неприятному. "Я вижу эту опасность", - отметил эксперт. Рар также полагает, что данным заявлением, "круги, которые сами со стороны Запада поджигают разговоры о "холодной войне" сейчас вновь получат своеобразный аргумент".
Вместе с тем он отметил, что слова президента РФ о возможном выходе из ДОВСЕ были встречены самыми громкими аплодисментами зала. Это, по его мнению, наглядно свидетельствует о поддержке пересмотра приоритетов во внешней политике России, что настораживает, поскольку это может быть путь к новой конфронтации.
По материалам СМИ