Суммарный объем украинских поставок этого продукта на мировой рынок составил 2,5 млн. тонн, или 60% мирового экспорта. Подсолнечное масло из Украины продавалось в 64 страны. Главными покупателями стали Индия, Египет, Алжир и страны ЕС. В этом году украинское масло впервые поступило на перспективный китайский рынок (правда, всего 34 тыс. тонн). Стоит отметить, что главные конкуренты Украины по экспорту масла — Аргентина и Россия — смогли обеспечить только 19% и 11% потребностей мирового рынка.

Рекордный успех Украины во многом обусловлен хорошим урожаем подсолнечника, собранным в 2009 году. Однако аналитики отмечают, что данные Госкомстата (6 млн. тонн) не совсем точны. Этого подсолнечника не хватило бы даже для производства того масла, которое было вывезено из страны. Всего же в Украине было произведено еще больше масла — примерно 2,9 млн. тонн. То есть официальная статистика ниже реальной как минимум на 1 млн. тонн.

Возможно, нежелание сельхозпроизводителей декларировать площади посевов и урожай подсолнечника вызвано усилением контроля государства над севосменами. Министерство АПК Украины не раз заявляло о недопустимом приросте доли технических культур в общих посевах в ущерб продовольственным (в первую очередь, ячменю). Однако аграрии не желают терять доходы — рентабельность выращивания подсолнечника составляет 41%, это самая прибыльная культура.

Кроме рекордных объемов, стоит отметить изменение позиций основных компаний — экспортеров подсолнечного масла. На первое место в прошедшем году вышла компания «Кернел». Многолетний лидер отрасли транснациональная компания «Каргилл» переместилась на вторую позицию. По мнению экспертов, смена лидера в отрасли произошла за счет покупки компанией «Кернел» фирмы Allseeds. Благодаря этому производственные мощности «Кернела» выросли на 40%. В то же время, объем производства компании «Каргилл» остался на прежнем уровне.

podrobnosti.ua