Работа на "копанках" остаётся едва ли не единственным способом заработка в небольших городах на востоке страны.
Последнее время о проблеме стали говорить вслух. "Это рабский труд с риском для жизни и без малейших социальных гарантий".
Впрочем, выяснили журналисты, желающих поработать на частных шахтах хватает. Платят там больше, чем на многих государственных разработках (можно заработать и тысячу-две долларов), и почти без задержек. "Но, с другой стороны, условия труда - кабальные. И экономят на многом, включая технику безопасности".
"В моей практике был случай, когда за помощью обратились родственники пострадавшего горняка, работающего в "копанке", из Шахтёрска, – рассказал донецкий адвокат Валерий Фуер. - Получив на работе увечья, он не только не получил компенсации, но был просто-напросто выброшен на улицу. Обычная для таких предприятий практика. Получить акт и на государственной шахте проблема, а уж на частных – это почти невозможно".
По его словам, отношения работодателя и шахтёра здесь иначе как отношениями между рабовладельцем и рабом не назовёшь.
Нелегальный бригадир Николай утверждает: "Чтобы добиться здесь успеха, всего-то и надо придерживаться нехитрых заветов: если хочешь заработать на породе и угле – трудись, но при этом ещё и будь сволочью!".
Он советует не стесняться нанимать к себе бомжей, алкоголиков и наркоманов: "Первым достаточно еды и жилья, вторым – самогона, третьим – ширки. Расплачивайся только после сделанной работы – иначе кинут, и глазом не моргнут".
"Крышуют" процесс, криминальные структуры и коррумпированные чиновники. Жители тех мест, где сосредоточены "копальни", говорят, что прессинг правохранителей в отношении таких нелегальных предприятий обычно сводится к банальной коррупции и перераспределению сфер влияния в этом бизнесе.
"Косвенным подтверждением правоты народной молвы может служить то, что за все эти годы по судам не прошло ни одного уголовного дела, закончившегося хотя бы примерным наказанием для организаторов нелегальной угледобычи и тем более для их "крыш". "Копанки" по-прежнему работают", - обращают внимание журналисты.
Впрочем, Управлением Госслужбы по борьбе с экономической преступностью недавно был проведён ряд проверок угольных предприятий Донбасса. Заместитель начальника УГСБЭП области, полковник Дмитрий Мамичев рассказал изданию, что в Донецкой области нелегальная добыча угля сосредоточена на востоке – вблизи таких городов, как Снежное, Торез, Шахтёрск.
"Выявлен ряд нарушений законодательства. Так, вблизи закрытой шахты была обнаружена площадка, где хранилось 300 тонн угольной массы, добывавшейся нелегально в карьере открытым способом. Работы проводились техникой, взятой в аренду у макеевского и донецкого предприятий. Незаконная добыча пресечена, уголь и техника изъяты", - сообщил полковник.
Законодатели тоже поняли, что этот вопрос следует решать. Народный депутат от БЮТ, глава парламентского комитета промышленной и регуляторной политики и предпринимательства и один из авторов законопроекта о престижности труда шахтёров Наталья Королевская сообщила, что по проблеме нелегальных разработок готовится законопроект.
"Сегодня, по обобщённым подсчётам, по стране примерно пять миллионов тонн угля добывается нелегальным способом. Это - катастрофические цифры. И выход мы видим один - необходимо упростить получение лицензий, но ужесточить требования по безопасности, потому что сегодня самое жуткое в этих нелегальных шахтах, я считаю, это уровень безопасности, который в принципе вообще отсутствует", - отметила она.
По словам Королевской, главное - найти баланс и защитить в первую очередь людей, дав им все-таки возможность работать.
За последние несколько лет некоторые "копанки" получили легальный статус и стали вполне официально именоваться малыми предприятиями угледобычи. Принципиально для них ничего не изменилось, но добыча угля теперь ведётся уже в относительно промышленных масштабах, а работники официально трудоустроены.
Только в восточном Донбассе зарегистрировано 47 легализованных "копанок", на которых работают более 6,5 тысяч человек. В 2007 году этими предприятиями добыто 1 млн 126 тысяч тонн угля и пройдено 36,
По официальной статистике, общий производственный травматизм составил в 2007 году 160 случаев (в 2006 году – 134), в том числе 10 случаев со смертельным исходом (в 2006 году – 6).
Добываемый в "копанках" уголь, как правило, хорошего качества. Его смешивают с породой и грузовиками возят по Украине. В самих городках уголь – "твёрдая валюта". Издание отмечает: "за пару-тройку вёдер сердобольные старушки могут расщедриться на пол-литра ядрёного самогона для стахановцев. Выгода обоюдна: бабушкам надо отапливать хату, а мужикам – отрада".
Недавно на территории шахты им.Сташкова ОАО "Павлоградуголь" (Днепропетровская область) во время драки "на почве перераспределения влияния в сфере незаконной добычи и реализации угля" один человек погиб, двое ранены.
Драка возникла 13 апреля между двумя вооружёнными группами жителей Павлограда (всего – 9 человек). Шестеро неработающих и двое работников одного из частных предприятий имели при себе два незарегистрированных охотничьих ружья "Сайга", а также незарегистрированное охотничье ружье "Иж", сообщает УМВД.
Во время инцидента один из его участников получил огнестрельное ранение грудной клетки, от которого скончался на месте. Ещё двое получили огнестрельные ранения и были госпитализированы в больницы Павлограда и Днепропетровска. Один из участников конфликта с места события исчез.
Принимаются меры по его задержанию. Четверо последних задержаны по ст. 115 УПК Украины. Изъято вышеуказанное оружие, гильзы и три автомобиля "ВАЗ". Возбуждено уголовное дело.