По крайней мере, на данную модернизацию предприятие намерено до далекого 2020 года инвестировать 120 млрд. гривен. До 2012 руководство отечественных железных дорог закупит 200 новых пассажирских вагонов, а до 2015 - до 15 тысяч грузовых вагонов и полувагонов. В 2008 году предприятие инвестирует в свое развитие 10 млрд. грн., из которых более 6 будут направлены на приобретение новых составляющих подвижного состава.

 

Таким образом, предприятие намерено решить свою главную проблему – катастрофический износ основных фондов. По словам заместителя генерального директора «Укрзализныци» Анатолия Лашко, выпущенные на линии в 70-е годы составы сегодня безнадежно устарели. Но даже не в «антикварности» вагонов суть – они ощутимо износились. Износ практически всего ванного фонда «Укрзализныци», приобретенного несколько десятилетий тому назад, составляет более 90%. А это, кроме неудобств, грозит еще и большими неприятностями, так как отработавшая свой срок техника представляет потенциальную опасность для пассажиров.

 

Обновить свою материальную базу раньше «Укрзализныця», по убеждению представителя руководства предприятия, не могла из-за своей убыточности. «Надо ли объяснять, что если на протяжении десятилетия фонды предприятия активно изнашиваются, и вместе с тем, не осуществляется переоборудование, не инвестируются средства в приобретение новой техники, то такое производство рискует в скором времени остановиться», - объясняет А. Лашко.

 

На грани полного износа оказались и украинские железные дороги в 2007 году. Причем «вагонную проблему» дополнила также проблема изношенности железнодорожных путей. Последним руководство «Укрзализныци» объясняет участившиеся аварии на линиях.

 

Значительную часть новой техники предприятие за период 2005-2007 гг. приобрело «в лизинг», в том числе, и новые вагоны. Однако лизинг для «Укрзализныци» остается слишком дорогим удовольствием – 17–20% годовых, плюс страховка и гонорары специализирующимся на данном бизнесе компаниям. Пришлось искать другой выход из положения. С украинской банковской системой предприятие связываться, по словам А. Лашко, не захотело, поскольку отечественные банки предоставляют кредиты на невыгодных условиях и по высоким ставкам.

 

Сегодня отечественные железные дороги с надеждой смотрят в сторону международных финансовых учреждений – ЕБРР, Европейского инвестиционного банка, а также Всемирного банка. У европейцев можно выторговать дешевые кредиты на длительный срок, на что и делает главную ставку действующий менеджмент предприятия в реализации своих амбициозных планов. Кроме того, практически полностью на коммерческую основу будут поставлены грузовые перевозки, с чего также ожидается солидный доход. А пассажирские перевозки, по крайней мере, в текущем году, «Укзализныце» придется осуществлять по старым расценкам – поднимать тарифы в данном сегменте предприятию запретило правительство.

 

Маричка Козак