Проект концепции реформирования СБУ был единогласно одобрен на заседании СНБО 15 февраля. Причём документ был принят практически без правок.

 

 

"Было буквально пару незначительных замечаний. Концепцию одобрили единогласно, без возражений", - рассказал член парламентского комитета по вопросам нацбезопасности и обороны Александр Скибинецкий (БЮТ), присутствовавший на заседании Совбеза. Теперь решение СНБО должно быть официально закреплено указом президента Виктора Ющенко.

 

 

Скибинецкий оценивает проект как "удовлетворительный", однако рад тому, что документ все-таки принят. "Теперь хоть будет более-менее понятно, что дальше будет с СБУ – процесс реформирования и так затянулся", - отметил он.

 

 

В концепции предусмотрено два этапа реформирования Службы. Предполагается, что в течение 2008-2009 годов будут реализованы лишь те положения, которые не требуют внесения изменений в законодательство. Кроме того, за этот период также будут разработаны и переданы на рассмотрение Верховной Рады необходимые законопроекты.

 

 

А начиная с 2010 года, будет осуществляться "дальнейшая трансформация Службы безопасности в направлении ее превращения в эффективную специальную службу в соответствии с европейскими критериями".

 

 

Стоит отметить, что одобренная концепция реформирования - первая за всю историю СБУ, с которой снят гриф "секретно". Всего таких концепций за 17 лет было семь.

 

 

 

Документом предлагается реорганизовать СБУ "в контексте интегрирования в европейские структуры безопасности", то есть в соответствии со стандартами Евросоюза и НАТО.

 

 

Так, одним из направлений является "усовершенствование контрразведывательного режима", при этом в основу изменений предлагается положить "опыт ведущих демократических государства мира".

 

"Акцент делается на контрразведывательной деятельности, поскольку СБУ – это прежде всего контрразведывательный орган, и важно усилить эту составляющую спецслужбы, чтобы она не превратилась во вторую милицию", - объяснил журналистам высокопоставленный источник в СБУ.

 

 

В частности, предполагается централизовать проведение всех контрразведывательных и оперативно-розыскных мероприятий с использованием телекоммуникационных и других технических систем.

 

 

Однако наиболее радикальной мерой в этой сфере, по мнению издания, должно стать создание на базе подразделений радиоконтрразведки специальной "системы получения предупреждающей информации об угрозах в сфере государственной безопасности".

 

 

Перед СБУ ставятся задачи и по борьбе с терроризмом. Реформа предлагает активизировать сотрудничество со спецслужбами других государств, а также усовершенствовать "с учетом новых вызовов" защиту территориальной целостности государства "от противоправных посягательств отдельных лиц и их объединений".

 

 

Отдельный пункт указывает на необходимость уточнения правового статуса "подразделения специального назначения по силовому прекращению террористических актов" (речь идет об антитеррористическом спецподразделении "Альфа"), в частности относительно его деятельности на территории других государств, например при осуществлении охраны украинских посольств и консульств. Главным органом по осуществлению борьбы с терроризмом останется Антитеррористический центр, созданный при СБУ.

 

 

Несмотря на реорганизацию СБУ, в ведомстве предлагают оставить следственную функцию до тех пор, пока не будет сформирована общая система досудебного следствия.

 

 

"При разработке концепции исходили из необходимости привести параметры СБУ в соответствие с так называемыми "стандартами западных стран", однако с учетом нашей специфики. Поэтому она и предусматривает сохранение правоохранительных функций – досудебного следствия по отдельным категориям преступлений – и существование спецподразделений", - рассказал Александр Скибинецкий.

 

 

Впрочем, позиция о сохранении функции следствия в концепции обозначена в достаточно мягкой форме. В документе говорится о необходимости "уточнить подследственность уголовных дел следственным органам Службы безопасности и внести в установленном порядке предложения относительно ее разграничения со следователями других правоохранительных органов".

 

 

Эксперты же к сохранению правоохранительных функций в СБУ относятся с пессимизмом. "Думаю, что на данном этапе нужно отказываться от функции досудебного следствия - СБУ должна постепенно уходить от тех видов деятельности, которыми могут и должны заниматься другие правоохранительные ведомства", - заявил газете первый глава СБУ Евгений Марчук, возглавлявший ведомство с 1991 по 1994 годы.

 

 

Напомним, недавно Уполномоченный ВР по правам человека Нина Карпачёва потребовала лишить СБУ функции следствия. Сейчас, соответствии с Законом "О контрразведывательной деятельности" от 26 декабря 2002 года, СБУ имеет право задерживать и содержать в специально отведенных для этого местах лиц, подозреваемых в подготовке или проведении разведывательно-подрывной и террористической деятельности.

 

 

В проекте концепции реформирования СБУ подчеркивается необходимость "кардинального повышения эффективности процесса добывания оперативной информации". Для этого, в частности, предлагается получать информацию "благодаря конфиденциальному сотрудничеству с гражданами".

 

 

Кстати, необходимость четко определить "права, обязанности, обеспечение безопасности, социальной и правовой защиты лиц, конфиденциально сотрудничающих со Службой безопасности" значится в числе рекомендаций для тех, кто на законодательном уровне будет регулировать этот вопрос.

 

 

"Повышение эффективности - это вопрос вечный, потому что контрразведка, в отличие от милиции, должна работать не по факту совершения преступления, а распознавать его признаки до совершения", - подчеркнул Александр Скибинецкий.

 

 

Проект концепции предполагает также проведение реформ в сфере обеспечения охраны гостайны и конфиденциальной информации, защиты экономических интересов государства.

 

 

А рекомендаций законодателям, требующих первоочередного решения для проведения реформирования, насчитывается более десяти. В числе первоочередных - необходимость "четкого определения оснований и порядка назначения и увольнения с занимаемых должностей председателя СБУ и его заместителей". Также рекомендуется организовать согласованное взаимодействие СБУ с другими разведывательными органами Украины.

 

 

В связи с этим напомним, что причиной трагедии 11 сентября и успешных действий "Аль-Каиды" в США был назван недостаточный уровень координации между различными спецслужбами, подразделениями, добывающими информацию, и подразделениями, анализирующими эти данные. Поэтому руководство Штатов занялось тесной и более жесткой координацией работы своих спецслужб, что привело к созданию министерства безопасности. Эта структура централизует усилия всех силовых ведомств США для решения приоритетных задач национальной безопасности.

 

NEWSru.ua