"Обратная  сторона медали": по уверениям водителей, размеры взяток выросли в пять раз, а число аварийных ситуаций - в семнадцать.

 

 

Вместе с тем, по данным старшего инспектора пресс-службы департамента ГАИ МВД Украины Нины Хмелевской, количество ДТП уменьшилось на 16% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (было 3344 - стало 2810), погибших в них убавилось на 29% (443 против 623), в 1,5 раза увеличилось число выявленных работниками ГАИ нарушений.

 

 

В то же время, в январе нынешнего года водителям было инкриминировано создание 80568 аварийных ситуаций против 4560 в январе 2007 года.

 

 

В Департаменте ГАИ журналистам пообещали разобраться, почему произошёл такой всплеск грубых нарушений. Юристы не исключают, что, возможно, автоинспекторы порой чрезмерно строги.

 

 

"По моему мнению, работники ГАИ стали во многих случаях считать созданием аварийной обстановки нарушение, которое таким не является. Это происходит либо в погоне за "показателями" либо, в надежде получить солидную мзду, ведь за такое нарушение Админкодекс предусматривает не только штраф, но и лишение водительских прав на 6—12 месяцев", - считает адвокат Вадим Володарский.

 

 

При этом по Административному кодексу, отмечает он, при создании аварийной обстановки должен быть потерпевший, свидетели, причём их показания инспектор обязан занести в протокол.

 

 

"А нет потерпевшего - лишать прав, извините за каламбур, не имеют права, максимум штраф, и то если факт нарушения будет доказан в суде. Многие водители этого не знают и тушуются, пытаются откупиться", - отметил адвокат.

 

 

Напомним, что широкомасштабная оперативно-профилактическая отработка ГАИ проводится во исполнение Указа Президента Украины от 20 ноября 2007 года № 1121/2007 "О безотлагательных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" и стабилизации состояния аварийности на автодорогах государства в течение месяца, с 10 января по 10 февраля текущего года.

 

 

Причиной столь жёстких мер стала неутешительная статистика: так, за прошедший год в Украине было зарегистрировано свыше 60 тысяч ДТП, в которых погибли 9193 человека и более 76 тысяч получили травмы. Анализ роста аварийности показал, что основной причиной ДТП является грубое игнорирование требований Правил дорожного движения всеми категориями его участников - как водителями, так и пешеходами.

 

 

С 10 января круглосуточно в стране работают свыше 6 тысяч работников Госавтоинспекции. Они несут службу на 157 постах и 1062 маршрутах патрулирования. В обычном режиме было привлечено 4,5 тысяч работников ГАИ.

 

 

Кроме того, продолжается эксперимент по обмену патрулями автоинспекции между разными областями Украины. В частности, во Львове работают донецкие автоинспекторы, а тем временем львовские - патрулируют в Луганске. В результате этого эксперимента уже подал в отставку начальник управления ГАИ в Полтавской области, полковник милиции Александр Штепа - 20 работников ГАИ, прибывших из Черкасской области за 10 суток обнаружили в 4 раза больше нетрезвых водителей, чем 200 сотрудников ДПС Полтавщины.

 

 

 

Водитель "Ланоса" Максим (10 лет за рулём, фамилия не называется) рассказал, что ему пришлось за незначительное нарушение дать гаишнику взятку в размере 100 гривен.

 

 

"Я торопился, пересёк при развороте двойную осевую линию. Да, нарушил, но никому не помешал ехать. Увы, попался инспектору, который сразу начал мне "шить" создание аварийной обстановки и отбирать права. Я согласен был уплатить штраф (по действующему Админкодексу такое нарушение "стоит" 3,4-8,5 гривен, а вот при создании аварийной обстановки за него грозит 34-68 гривен либо лишение прав на 6-12 месяцев), о чём и заявил гаишнику. Но в итоге мы "договорились": я ему - 100 гривен, он мне "ксиву". То есть, взятки выросли в пять раз! Ведь раньше и 20 можно было отделаться", - утверждает Максим.

 

 

Другой водитель Сергей (5 лет стажа) признаёт, что стал виновником ДТП. Однако "пострадало только "железо". Я был застрахован по "автогражданке", полностью возместил ущерб потерпевшему, претензий у него нет", - отметил он.

 

Но вчера Сергей узнал, что лишён судом водительских прав на три месяца. "Причём в суд меня даже не вызывали. Я обжаловал это решение в Апелляционный суд. За написание жалобы пришлось уплатить адвокату 300 гривен, но он дал 85% гарантии, что права мне вернут", - рассказал он.

 

 

В ГАИ отрицают факты массового взяточничества. Говорят, что всё очень жёстко контролируется, а если случаи мздоимства выявляются, то заводятся уголовные дела.

 

 

Общественный резонанс вызвало то, что сотрудники Госавтоинспекции забирают у нарушителей права прямо на месте. Вместо удостоверения водителям вручаются повестки в суд, а некоторых сразу туда доставляют.

 

 

В Департаменте ГАИ МВД уверены: все законно. На днях глава департамента генерал Сергей Коломиец подтвердил СМИ, что, по его мнению, инспекторы имеют право, согласно ст. 265 Админкодекса, временно изъять права у нарушивших ПДД и доставить их в суд для принятия решения.

 

 

Один из водителей рассказал, как отреагировали гаишники, когда он объявил им, что, по мнению Минюста, изымать права и тащить водителя в суд неправомерно. "Если ты такой умный - лишишься их не на 3 месяца, а на полгода!" - сказали "правохранители.

 

 

К сожалению, водителям только и можно посоветовать, что подчиниться гаишникам, ведь, согласно закону "О дорожном движении", водитель обязан по требованию инспектора остановиться и передать ему для проверки права и техпаспорт, отказ расценивается как неподчинение.

 

 

"Водитель должен сам выбрать, что ему лучше - лишиться на полгода-год прав или быть задержанным по ст. 185 Админкодекса за неподчинение работнику милиции, выразившееся в непередаче ему документов", - говорит юрист Татьяна Монтян.

 

 

"Последнее карается штрафом в 136-255 грн, а выкупить права обойдётся намного дороже. Лучше показывать их, не выпуская из рук, например, через стекло машины. Есть, конечно риск, что постовой вызовет "Беркут", строптивца повяжут, отберут права и даже посадят на 15 суток. Но до этого доходит редко, особенно если в машине есть свидетели, а гаишник на трассе один. Он просто махнёт на вас рукой, если нарушение незначительное", - предполагает она.

 

 

Правозащитники рекомендуют проследить, чтобы был составлен протокол об административном задержании. После чего нарушившему водителю следует представить ходатайство на имя судьи о рассмотрении дела только в его присутствии и переносе слушания в связи с необходимостью ознакомиться с содержанием дела, подготовить доказательства своей невиновности, воспользоваться услугами адвоката.

 

 

Ознакомиться со своими правами и обязанностями водители могут, внимательно изучив Закон Украины "О дорожном движении" и Кодекс об административных правонарушениях.

По материалам NEWSru.ua