В 2007 году бюджет уже потерял 2,8 млрд грн из-за "серого" импорта авто. Только "льготная" растаможка 24 "Toyota Camry" оценена в 1,8 млн грн.
Госавтоинспекция стала щепетильнее подходить к вопросу регистрации автомобилей. "Автомашины мы ставим на учёт, только если в порядке все таможенные документы и если уплачены все платежи – пошлины, акцизы и НДС", – сказал Геннадий Гребнев, начальник отдела по связям с общественностью Департамента ГАИ.
Первыми в воздухе зависли ввезённые в Украину автомобили, оформленные на инвалидов. К примеру, только житель Закарпатья Иван Вощенко не может получить в ГАИ номера на 24 новых "Toyota Camry". Ему отказывают в регистрации, хотя все автомобили успешно прошли процедуру "льготного" растаможивания. Льготы "закарпатца" потянули на 1,8 млн грн. Хотя от обычного импортёра закон требует уплатить не менее 50% от стоимости автомобиля.
Ввоз 24 новых "Toyota Camry" инвалидом из Закарпатья Иваном Вощенко был оформлен харьковской таможней в льготном режиме на основании решения Ужгородского городского суда от 2003 года. Суд освободил участника боевых действий и инвалида 2-й группы Ивана Вощенко от уплаты каких-либо сборов и налогов при импорте товаров из-за рубежа. "Льготная" растаможка 24 Toyotа оценена в 1,8 млн. грн.
Первый раз решение суда было использовано для ввоза ВАЗ-2107. Спустя четыре года, доверенность Ивана Вощенко на льготное таможенное оформление была использована при ввозе около 80 новых дорогостоящих автомобилей. До последнего времени эти автомобили без проблем ставили на учёт в ГАИ разных регионов Украины. Но сейчас ГАИ пошла на принцип – и растаможенные автомобили "зависли" без регистрации.
Глава Всеукраинской ассоциации импортёров и дилеров (ВАИД) Олег Назаренко считает действия ГАИ образцом "защиты государственных интересов". С этой оценкой солидарны и в Службе безопасности Украины, где действия офицеров ГАИ оценивают как "соответствующие духу закона". Хотя закон обязывает ГАИ просто ставить на учёт все автомобили, прошедшие таможенное оформление. В ВАИД и СБУ согласны – растаможка по "схеме Вощенко" законна.
"Тем, кто пользовался этой схемой, сейчас лучше не раздувать скандал, добиваясь через суды принудительной регистрации в ГАИ. Тема "серого" импорта сейчас на контроле у высших лиц государства. Сейчас лучше просто заплатить за обычную растаможку", – объяснил источник в СБУ.
Руководитель ВАИД уверен, что на смену одной закрытой схеме придёт другая. "Закрыли ввоз разукомплектованных авто, появятся псевдоутоплённые или псевдобитые автомобили", – говорит Назаренко. По его мнению, пока существуют завышенные пошлины и акцизы, из-за которых цена импортного автомобиля в Украине в два раза выше, чем в Европе или США, бизнесмены будут искать обходные пути ввоза. "В США "Lexus" стоит 50 тысяч долларов. У нас – 100 тысяч. Такой разницы хватает на взятки таможенникам, на решения судов, и ещё остаётся прибыль", – говорит Назаренко.
По мнению исполнительного директора ассоциации "Всеукраинское объединение торговцев транспортными средствами" Александра Абаринова, ключевым пунктом "серых" схем ввоза автомобилей являются работники таможни. "От обычного таможенника зависит, какая цена авто будет указана в декларации на ввоз. Если стоимость будет занижена вдвое, соответственно в два раза меньше будет заплачено налогов и сборов", – говорит Абаринов.
В течение 2007 года в Украину было ввезено более 23 тысяч автомобилей, средняя реальная цена каждого из которых составляет не менее 60 тысяч долларов, с таможенной стоимостью, заниженной примерно на 40%. Это удалось сделать благодаря ловкой схеме, в соответствии с которой автомобили со специально снятыми перед таможенным досмотром деталями выдавались за разукомплектованные.
Ныне же происходит апробация другой схемы, по которой абсолютно новые авто те же самые дилеры выдают за машины, пострадавшие от наводнения и якобы просто хорошо отремонтированные. Для подтверждения того, что ввозимые ими машины действительно являются "автомобилями-утопленниками" они используют экспертные заключения, которые либо получены у слишком сговорчивых экспертов, либо просто подделаны.
Разумеется, таможенная стоимость автомобиля, как бы простоявшего несколько дней под водой, ещё ниже, чем "разукомплектованного". И, в случае если очередная волна серого импорта по новой схеме наберёт тот же размах, что и предыдущая, потери государства будут в несколько раз выше.