Инициатива Президента Украины о перспективе создания крымско-татарской национально-территориальной автономии дала старт широкому общественному обсуждению путей конституционного реформирования и регионализации страны.
Именно эти вопросы стали ключевыми на международной конференции, прошедшей 4 декабря в Киеве.

В конференции приняли участие европейские эксперты с мировым именем в области самоуправления, депутаты европейских парламентов, Народные депутаты Украины, отечественные политологи. Среди выступавших были: глава либеральной фракции бельгийского парламента Денис Дюкарм, профессор лувенского университета Венсан Дюжарден, экс евро-депутат от Великобритании Майкл Хиндли, Народный депутат Украины Евгений Мураев, гуру украинского политологического цеха Михаил Погребинский и Кость Бондаренко, а так же целый ряд топ экспертов.

Участники конференции поддержали идею Президента о предоставлении национально-территориальной автономии крымско-татарскому населению в Крыму, но в то же время отметили, что косметической реформы Конституции уже мало строительства успешной страны.

Тем более вопрос федерализации и автономизации Украины становится актуальным в свете обращения президента Украины Петра Порошенко к участникам II Всемирного конгресса крымских татар 1 августа 2015 года, в котором он пообещал крымским татарам предоставить. Необходимо отметить, что за федерализацию и автономизацию некоторых регионов Украины выступали в разное время разные политики и научные деятели украинского государства: Михаил Драгоманов, Михаил Грушевский, Вячеслав Чорновил, Сергей Подолинский и вот теперь Петр Порошенко.


По мнению участников конференции Украине нужна совершенно новая Конституция парламентской республики где каждый регион получит широчайшие права и полномочия, реализованные и в форме этно-территориальных автономий, и в форме самоуправляемых регионов.

В то же время, по мнению выступающих права и полномочия регионов должны быть подкреплены бюджетными возможностями и фискальными инструментами.

Бюджетный федерализм, глубокая деволюция (передача полномочий из центра на места), главенство принципа субсидиарности – вот залог эффективного функционирования государства.
Положительный опыт доктрины «Европы регионов» реализованный как в федеративном формате (Германия, Австрия, Бельгия, Швейцария), так и унитарном с территориями со специальным возможностями и автономиями (Великобритания, Италия, Испания) может и должен быть применен в Украине, как единственно возможный путь по устранению причин гражданской напряженности и социо-культурной конфронтации, как единственный путь по сохранению страны.
Без создания новых политико-административных форм (это-территориальные автономии и др.), без широчайшего делегирования полномочий в регионы, страну не спасти от гуманитарной катастрофы, коррупции и олигархической диктата.
Жить по европейским законам, к которым стремится Украина, значит уважать историю, традиции и обычаи национальных меньшинств и народностей. Примерами этого являются федеративное устройство Австрии, ФРГ, Бельгии, Швейцарии. Исторические особенности учитываются также руководством таких унитарных государств, как Италия (в составе которой есть 5 автономных областей с особым статусом), Дания (широкая автономия – Гренландия). Все эти государства сделали свой выбор в пользу федерализации и децентрализации, чтобы избежать кровопролития и гражданской войны. Процессы децентрализации протекают в Европе и сегодня. 9 ноября парламент Каталонии принял резолюцию о независимости провинции от Испании, которую Каталония намерена обрести в 2017 году.

Что такое федерализм или регионализм, или автономизм для Украины?

Легко посчитать и показать на фактическом примере. На Украине 100% ренты за транзитную транспортировку природного газа трубопроводами поступает в госбюджет. Украина ежемесячно получает от России за транзит порядка 100 млн.долл.США. Учитывая, что часть трубы проходит по территории Закарпатской области, даже десятая часть от этой суммы могла быть реинвестирована в регион.

Предоставление, например, Закарпатью статуса национально-территориальной автономии имело бы положительные результаты для экономического развития региона в целом. Все энергетические пути проходят через Закарпатье. Через край проходят важнейшие нефте- и газопроводы, электросети, что обеспечивают Европу энергоресурсами. При условии наделения региона особым автономным статусом необходимо предложить такой механизм, при котором часть платы за транзит газа по территории региона оставался бы в местном бюджете.

Скажем, есть расчеты, которые показывают, если оставлять часть платы за транзит газа по территории Закарпатья в бюджете региона, то каждый житель Закарпатья мог бы получать около 500$ в качестве ежемесячного пособия. Хотя бы небольшой процент от платы за транзит, налоговые поступления, динамичное развитие туристической отрасли и инвестиции при эффективном менеджменте сделали бы Закарпатье процветающим автономным регионом с европейским уровнем жизни.

Для сравнения: в Германии налог (роялти) за транзит газа поступает в бюджет федеральных земель, которые направляют эти средства на решение насущных местных вопросов. Пример: магистральный газопровод Германии STEGAL, соединяет г. Ольбернау (Саксония) на границе с Чехией и г. Рекрод (Турингия) в Центральной Германии. Подключен к газопроводам JAGAL и MIDAL. Предназначен для транспортировки импортируемого российского газа в газотранспортную сеть Германии. Протяженность – 320 км, пропускная способность – 8 млрд куб. м в год. Федеральные земли Саксония и Турингия получают роялти и налоги от оператора газопровода.
Вот пример классического европейского регионализма на цифрах для Украины.

Украина должна стать подлинным Содружеством всех культур, общностей, народов составляющих ее, и прийти к этому мы должны только цивилизованным, конституционным, законным, - резюмировали участники конференции.