Инициатива Президента Украины о перспективе создания крымско-татарской национально-территориальной автономии дала старт широкому общественному обсуждению путей конституционного реформирования и регионализации страны.
Именно эти вопросы стали ключевыми на международной конференции, прошедшей 4 декабря в Киеве.
Именно эти вопросы стали ключевыми на международной конференции, прошедшей 4 декабря в Киеве.
В конференции приняли участие европейские эксперты с мировым именем в области самоуправления, депутаты европейских парламентов, Народные депутаты Украины, отечественные политологи. Среди выступавших были: глава либеральной фракции бельгийского парламента Денис Дюкарм, профессор лувенского университета Венсан Дюжарден, экс евро-депутат от Великобритании Майкл Хиндли, Народный депутат Украины Евгений Мураев, гуру украинского политологического цеха Михаил Погребинский и Кость Бондаренко, а так же целый ряд топ экспертов.
Участники конференции поддержали идею Президента о предоставлении национально-территориальной автономии крымско-татарскому населению в Крыму, но в то же время отметили, что косметической реформы Конституции уже мало строительства успешной страны.
Тем более вопрос федерализации и автономизации Украины становится актуальным в свете обращения президента Украины Петра Порошенко к участникам II Всемирного конгресса крымских татар 1 августа 2015 года, в котором он пообещал крымским татарам предоставить. Необходимо отметить, что за федерализацию и автономизацию некоторых регионов Украины выступали в разное время разные политики и научные деятели украинского государства: Михаил Драгоманов, Михаил Грушевский, Вячеслав Чорновил, Сергей Подолинский и вот теперь Петр Порошенко.
В то же время, по мнению выступающих права и полномочия регионов должны быть подкреплены бюджетными возможностями и фискальными инструментами.
Тем более вопрос федерализации и автономизации Украины становится актуальным в свете обращения президента Украины Петра Порошенко к участникам II Всемирного конгресса крымских татар 1 августа 2015 года, в котором он пообещал крымским татарам предоставить. Необходимо отметить, что за федерализацию и автономизацию некоторых регионов Украины выступали в разное время разные политики и научные деятели украинского государства: Михаил Драгоманов, Михаил Грушевский, Вячеслав Чорновил, Сергей Подолинский и вот теперь Петр Порошенко.
По мнению участников конференции Украине нужна совершенно новая Конституция парламентской республики где каждый регион получит широчайшие права и полномочия, реализованные и в форме этно-территориальных автономий, и в форме самоуправляемых регионов.
В то же время, по мнению выступающих права и полномочия регионов должны быть подкреплены бюджетными возможностями и фискальными инструментами.
Бюджетный федерализм, глубокая деволюция (передача полномочий из центра на места), главенство принципа субсидиарности – вот залог эффективного функционирования государства.
Положительный опыт доктрины «Европы регионов» реализованный как в федеративном формате (Германия, Австрия, Бельгия, Швейцария), так и унитарном с территориями со специальным возможностями и автономиями (Великобритания, Италия, Испания) может и должен быть применен в Украине, как единственно возможный путь по устранению причин гражданской напряженности и социо-культурной конфронтации, как единственный путь по сохранению страны.
Без создания новых политико-административных форм (это-территориальные автономии и др.), без широчайшего делегирования полномочий в регионы, страну не спасти от гуманитарной катастрофы, коррупции и олигархической диктата.
Жить по европейским законам, к которым стремится Украина, значит уважать историю, традиции и обычаи национальных меньшинств и народностей. Примерами этого являются федеративное устройство Австрии, ФРГ, Бельгии, Швейцарии. Исторические особенности учитываются также руководством таких унитарных государств, как Италия (в составе которой есть 5 автономных областей с особым статусом), Дания (широкая автономия – Гренландия). Все эти государства сделали свой выбор в пользу федерализации и децентрализации, чтобы избежать кровопролития и гражданской войны. Процессы децентрализации протекают в Европе и сегодня. 9 ноября парламент Каталонии принял резолюцию о независимости провинции от Испании, которую Каталония намерена обрести в 2017 году.
Положительный опыт доктрины «Европы регионов» реализованный как в федеративном формате (Германия, Австрия, Бельгия, Швейцария), так и унитарном с территориями со специальным возможностями и автономиями (Великобритания, Италия, Испания) может и должен быть применен в Украине, как единственно возможный путь по устранению причин гражданской напряженности и социо-культурной конфронтации, как единственный путь по сохранению страны.
Без создания новых политико-административных форм (это-территориальные автономии и др.), без широчайшего делегирования полномочий в регионы, страну не спасти от гуманитарной катастрофы, коррупции и олигархической диктата.
Жить по европейским законам, к которым стремится Украина, значит уважать историю, традиции и обычаи национальных меньшинств и народностей. Примерами этого являются федеративное устройство Австрии, ФРГ, Бельгии, Швейцарии. Исторические особенности учитываются также руководством таких унитарных государств, как Италия (в составе которой есть 5 автономных областей с особым статусом), Дания (широкая автономия – Гренландия). Все эти государства сделали свой выбор в пользу федерализации и децентрализации, чтобы избежать кровопролития и гражданской войны. Процессы децентрализации протекают в Европе и сегодня. 9 ноября парламент Каталонии принял резолюцию о независимости провинции от Испании, которую Каталония намерена обрести в 2017 году.
Что такое федерализм или регионализм, или автономизм для Украины?
Легко посчитать и показать на фактическом примере. На Украине 100% ренты за транзитную транспортировку природного газа трубопроводами поступает в госбюджет. Украина ежемесячно получает от России за транзит порядка 100 млн.долл.США. Учитывая, что часть трубы проходит по территории Закарпатской области, даже десятая часть от этой суммы могла быть реинвестирована в регион.
Предоставление, например, Закарпатью статуса национально-территориальной автономии имело бы положительные результаты для экономического развития региона в целом. Все энергетические пути проходят через Закарпатье. Через край проходят важнейшие нефте- и газопроводы, электросети, что обеспечивают Европу энергоресурсами. При условии наделения региона особым автономным статусом необходимо предложить такой механизм, при котором часть платы за транзит газа по территории региона оставался бы в местном бюджете.
Скажем, есть расчеты, которые показывают, если оставлять часть платы за транзит газа по территории Закарпатья в бюджете региона, то каждый житель Закарпатья мог бы получать около 500$ в качестве ежемесячного пособия. Хотя бы небольшой процент от платы за транзит, налоговые поступления, динамичное развитие туристической отрасли и инвестиции при эффективном менеджменте сделали бы Закарпатье процветающим автономным регионом с европейским уровнем жизни.
Для сравнения: в Германии налог (роялти) за транзит газа поступает в бюджет федеральных земель, которые направляют эти средства на решение насущных местных вопросов. Пример: магистральный газопровод Германии STEGAL, соединяет г. Ольбернау (Саксония) на границе с Чехией и г. Рекрод (Турингия) в Центральной Германии. Подключен к газопроводам JAGAL и MIDAL. Предназначен для транспортировки импортируемого российского газа в газотранспортную сеть Германии. Протяженность – 320 км, пропускная способность – 8 млрд куб. м в год. Федеральные земли Саксония и Турингия получают роялти и налоги от оператора газопровода.
Вот пример классического европейского регионализма на цифрах для Украины.
Вот пример классического европейского регионализма на цифрах для Украины.
Украина должна стать подлинным Содружеством всех культур, общностей, народов составляющих ее, и прийти к этому мы должны только цивилизованным, конституционным, законным, - резюмировали участники конференции.