Так, наиболее распространенными из них являются: повышение ежедневной и ежемесячной абонентских плат; необходимость пополнения счета на установленную цену, как условие для восстановления возможности пользоваться всем объемом услуг; перевод на другой тарифный план потребителей услуг мобильных операторов, в том числе без предварительного уведомления абонентов; повышение платы за соединение; установление мелодии вместо гудка без предварительного уведомления абонентов и снятия с их счета платы за эту услугу; изменение стоимости услуги и т.п.
В свою очередь в обязанности операторов входит информирование граждан в средствах массовой информации и/или на своем сайте по изменению тарифов, тарифных планов, которые устанавливаются ими самостоятельно, не позднее, чем за семь календарных дней до их изменения.
Два оператора заключают с такими абонентами публичные договоры, третий - договоры присоединения, которые в соответствии с гражданским законодательством устанавливают права и обязанности сторон. Согласно этим договорам операторам запрещается включать в договор положения, предусматривающие получение и/или уплату потребителем услуг, которые он не заказывал, а также положения, предусматривающие условия, ставящие стороны договора в неравное положение, ограничивая или ухудшая тем самым права потребителя в сравнению с определенным законодательством. Однако фактически потребитель не имеет возможности повлиять на условия, выставляемые операторами.
Три ведущие операторы рынка, в отношении которых возникают нарекания, имеющие признаки, занимающих монопольное (доминирующее) положение на рынке услуг мобильной (подвижной) сотовой связи в течение 2012 г. и семи месяцев 2013 г. Их действия в виде информирования абонентов лишь о намерении изменения условий предоставления определенных услуг, включая условия тарифных планов и дополнительных услуг без согласования с действующими абонентами могут приводить к ущемлению интересов потребителей (абонентов), что было бы невозможно в условиях существования значительной конкуренции на рынке.
В связи с этим, Комитет предоставил операторам мобильной связи обязательные для рассмотрения рекомендации, о результатах которых операторы должны сообщить в 30-дневный срок.