последовал парад суверенитетов, не принесших подлинной независимости и экономического благосостояния. Военные конфликты на периферии бывшего СССР вызвали нескончаемые потоки беженцев и переселенцев. Расчленение Югославии сопровождалось войнами, репрессиями и многочисленными человеческими жертвами. Безудержная глобализация превратила большинство стран славянского мира в сырьевой придаток развитого постиндустриального мира. Приобрел хронический характер дефицит финансовых ресурсов, необходимых для модернизации и технологического обновления экономики, которая все более скатывается к монокультурной специализации. И это далеко не полный перечень проблем и фактов, с которыми в последние десятилетия столкнулся славянский мир, или, по крайней мере, его значительная часть.

Активное применение к славянскому миру доктрины геополитического плюрализма сопровождалось вступлением государств Центральной и Восточной Европы в различные политические, экономические и военные группировки, бросив тень сомнения на существование особой исторической и культурной общности славянских народов. Многие политические обозреватели ставят вопрос в прямой и нелицеприятной форме: способно ли славянство, которое в средние века и новое время пережило не одно нашествие кочевников и иноземных завоевателей, сохранить свою самобытность, традиции и культуру в наш век переселения народов, глобальной унификации, отказа от традиций и переоценки смыслов? Как видим, вопрос далеко не риторический.

Большинство исследователей, которые описывали ведущие мировые цивилизации, четко выделяли среди них особую восточнославянскую, православную общность. В бурных исторических событиях ХХ - начала ХХI вв. славянским народам досталась нелегкая судьба. Славянские народы были вовлечены в многочисленные гражданские войны и понесли массовые человеческие потери в годы второй мировой войны. Существенный урон нашей цивилизации нанесли репрессии сталинского периода, политическая, а затем и трудовая эмиграция, и, наконец, болезненные в социальном и культурном отношении изменения экономической системы в последние годы.

Распри между славянами ослабляют наши народы перед натиском других цивилизаций, экспансией соседних с нами народов и культур. По сути, глобальное изменение пропорций в экономической динамике и мировом народонаселении, в котором неуклонно возрастает доля все более многочисленных народов Азии, Африки и Латинской Америки, грозит нам историческим забвением.

Автор всемирно известной книги о столкновении цивилизаций Сэмюэль Хантингтон писал о восточнославянской цивилизационной общности как о продукте «самобытных корней Киевской Руси», существенного византийского влияния и длительного монгольского правления, которые «определили общество и культуру, которые мало схожи с теми, что развились в Западной Европе под влиянием совершенно иных сил». По оценкам Хантингтона, в результате «холодной войны», распада СССР и последующих трансформаций в странах Восточной Европы восточнославянская цивилизация была серьезно ослаблена, а если бы Россия в той или иной форме примкнула к Западу, по мнению Хантингтона православная цивилизация и вовсе может «перестать существовать», в отличие от исламской или латиноамериканской цивилизаций, которые не изменят своей сущности, если, к примеру, Турция войдет в состав ЕС, или же Мексика будет поглощена североамериканскими интеграционными образованиями.

В широком смысле речь идет не только о культурной специфике и самосознании восточнославянских народов, но также о потенциале их развития и роли в современном мире. Приведем некоторые статистические оценки и прогнозы. Во второй половине XIX в. доля европейцев в населении мира составляла ок. 20%, в конце ХХ в. - 12%, а к середине XXI в., по прикидкам ООН, может снизиться до 7%.

Экономисты прогнозируют, что в ближайшие десятилетия мир ожидают крайне динамичные перемены. Согласно исследованию финансовой корпорации Citigroup, к 2050 году в десятку крупнейших экономик мира будут входить Китай, Индия, США, Индонезия и Нигерия, но в ней может не остаться ни одной европейской страны. К тому времени доля развивающихся азиатских рынков может достичь половины мирового ВВП, тогда как доля Западной Европы уменьшится с нынешних 19% до 7%.

Очевидно, что в таких условиях славянский компонент может либо вообще исчезнуть, либо будет растворен в мощных и все менее контролируемых миграционных потоках глобализированного мира.

Поэтому перед нами, почти как в смутные времена прежних исторических эпох, со всей остротой возникает ряд трудных вопросов: как быть, что делать, как реагировать на динамику и проблемы современного мира? Что случилось с нашей тысячелетней цивилизацией? Почему ее духовные корни и традиции перестали удовлетворять потребностям современных людей, быть напоминанием о нашем нелегком, но славном историческом пути, служить точкой опоры и надежным ориентиром в повседневных реалиях?

На мой взгляд, ответ на эти вопросы вполне очевиден. Разрушения и потери, понесенные нашими странами в долгом и тяжелом ХХ веке, ощущаются и поныне, проявляясь, в том числе, в экономических и социальных дисбалансах, разочарованиях и сомнениях, потере интереса к духовным традициям и вековому наследию. Рискну предположить, что едва ли не единственный очевидный выход для нас могут обеспечить переосмысление и коррекция места славянских стран и народов в Европе и в мире в целом.

Обратимся к опыту современных цивилизаций Запада и Востока. В современно мире с нами соприкасаются деловитый, целеустремленный и зачастую циничный Запад, сосредоточенный на своих вековых целях и культурных ориентирах Восток, рвущийся к новым горизонтам и активной роли политический ислам. В условиях мировой конкуренции, которая в полной мере распространяется на ценности и принципы, славянская цивилизация и ее духовные лидеры должны вернуть нашим народам понятные и приемлемые смыслы, дать оценку происходящим в мире процессам, восстановить ментальные и духовные ориентиры развития общества.

Наши славянско-православные традиции высокой культуры и служения общественному благу, отраженные в литературе и искусстве, в течение веков восхищали современников, давали силы к созидательному труду, творчеству и духовному поиску. Пришло время для возрождения и развития наших ценностей и духовных принципов в форме современной философии, гуманистического искусства и, что не менее важно, социальной и политической этики. Однако найти свое место и достойную роль в мировом развитии - задача, которую наши страны вряд ли смогут решить поодиночке. Поэтому для нас крайне важны постоянные связи, активный диалог и поиск нужных решений, к которому должны быть привлечены лучшие интеллектуальные силы славянских государств.

Опыт мирового развития показывает, что линейные решения не всегда ведут к желаемой цели. Поэтому возрождение духовно-ценностных ориентиров должно предшествовать постановке и решению проблем в политической плоскости. В политических действиях и подходах, как правило, присутствуют элементы конъюнктуры, случайности, частные деловые интересы, а также влияние третьих сторон. В результате, конечные решения нередко отклоняются от изначально обозначенных целей и ориентиров.

У общества есть ряд способов, с помощью которых оно может оказывать влияние на действия своих политиков. Один из них, на первый взгляд, самый простой, состоит в конкуренции партийных программ, достижении большинства в парламентах и формировании правительств, приверженных определенной политической линии. Однако если речь идет о крупном социально-политическом проекте, касающемся восстановления духовной и политической общности славянских стран и народов, традиционные методы, предлагаемые арсеналом демократических выборов и конкурентных процедур, по-видимому, окажутся недостаточными.

Причины таких сомнений в целом понятны. Политики и чиновники, как правило, руководствуются сиюминутными интересами, включая торговый баланс и наполнение бюджета, или же лоббируют интересы различных корпораций. Достаточно вспомнить, сколько в предыдущие годы предлагалось различных интеграционных проектов и схем - от Экономического союза стран СНГ в 1993 г. до первой версии Единого экономического пространства в редакции 2003 г. Тот факт, что в рамках ЕврАзЭС и Таможенного союза была, в конечном счете, запущена интеграционная схема с участием России, Беларуси и Казахстана лишь подтверждает необходимость самого серьезного отношения к правилам, принципам и процедурам взаимодействия, включая соблюдение уважения к статусу и государственным прерогативам стран-участниц.

В предыдущей статье, предложенной нашим читателям в марте этого года, речь шла о создании Лиги славянских государств. Несмотря на то, что в постсоветском пространстве существует целый ряд созданных в разное время структур и объединений, образование «славянской лиги» однозначно может оказаться более полезным, чем субсидирование некоторых фактически бездействующих организаций.

Причина все та же - восстановление ценностных критериев и очага цивилизационной консолидации славянского мира. Если Лига славянских государств сможет стать форумом, который предложит конкурентоспособный формат сотрудничества родственных славянских стран и сформулирует критерии их взаимной поддержки, она с лихвой выполнит свою историческую и политическую миссию. Однако самой первой задачей Лиги должна стать разработка социально-политической концепции развития современного славянского мира.

Окончание статьи читайте завтра, 26 июля

РБК-Украина