Апелляция была подана в октябре 2011 г. В иск "Сибири" к Минобороны на общую сумму 15,32 млн долл. входит стоимость уничтоженного самолета Ту-154М - 6,37 млн долл., 197,4 тыс. долл. расходов, связанных с расследованием катастрофы, 17,4 тыс. долл. - расходов на страховку, 4,83 млн долл. - упущенной выгоды в связи с потерей самолета. Еще в 3,9 млн долл. российская компания оценила моральный ущерб.

Апелляционную жалобу компания основывает, в частности, на ст.104 Хозяйственного процессуального Кодекса Украины, ссылаясь на то, что суд не полностью выяснил обстоятельства, которые имели значение для дела и пришел к выводам, которые не соответствуют обстоятельствам дела.

Как известно, самолет Ту-154 авиакомпании "Сибирь", выполнявший рейс Тель-Авив - Новосибирск, потерпел катастрофу над Черным морем в октябре 2001 года. Погибли все 66 пассажиров (большинство - граждане Израиля) и 12 членов экипажа. Украина спустя некоторое время после трагедии, не дожидаясь результатов расследования, выплатила семьям погибших моральную компенсацию. В 2003-2005 гг. украинское правительство выплатило 5,6 млн долл. компенсации родственникам погибших. В 2004 г. авиакомпания "Сибирь" подала в Хозсуд Киева иск к Минобороны Украины и Госказначейству о возмещении ущерба, понесенного в связи с крушением принадлежавшего ей Ту-154.

Напомним, согласно выводам проводившей расследование Межгосударственной авиационной комиссии (МАК) в 2004 году, катастрофа Ту-154 произошла из-за попадания в него украинской ракеты С-200, выпущенной в ходе учений украинских ПВО в Крыму. Обследовав обломки, эксперты пришли к выводу, что в полете лайнер получил "множественные пробоины от металлических предметов сферической формы, соответствующих элементам поражения боевой части зенитной ракеты".

Вместе с тем, проведенная в 2008-2010 гг. по инициативе Минобороны, дополнительная экспертиза Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз (КНИИСЭ) сделала вывод о том, что самолет Ту-154 не мог быть сбит украинской зенитной ракетой в 2001 г. Отрицая поражение самолета украинской зенитной ракетой, эксперты КНИИСЭ не указали других возможных причин крушения Ту-154. На суде эксперты не исключили, что источник поражения самолета мог находиться как снаружи, так и внутри лайнера, в частности, представлять собой взрывное устройство, помещенное "между потолком внутренней части самолета" и его внешней оболочкой.

Как отмечали представители компании "Сибирь", все входившие в состав экспертной комиссии КНИИСЭ эксперты не имели опыта расследования авиакатастроф, а три из них являлись сотрудниками Харьковского авиационного университета, находящегося в прямом подчинении Минобороны.

Компания, в частности, требовала привлечь к рассмотрению дела в качестве третьего лица специалистов МАК, которые проводили расследование. Все требования были отклонены судом.

Отметим, за последние 20 лет с самолетами Ту-154 случилось не менее 15 катастроф, не считая разбившегося под Смоленском авиалайнера Президента Польши Леха Качиньского.

РБК-Украина