В основе праздника лежит церковный перевод о введении Девы Марии в Иерусалимский храм. Согласно этому переводу, родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, к старости были бездетны, но, получив весть о рождении ребёнка, они решили посвятить её Богу.
Посвящение Богу заключалось в введении посвящаемого в храм, где осуществлялся соответствующий обряд. Введение Девы Марии в храм было осуществлено в торжественной обстановке, когда ей исполнилось три года.
Встречать Деву Марию вышли священники храма и сам первосвященник, которым, по преданию, был Захария, отец Иоанна Предтечи. Поставив дочку на первую ступеньку храма, Анна сказала: "Иди к Тому, кто даровал мне тебя".
Без всякой посторонней помощи девочка поднялась по высокой лестнице храма и была принята первосвященником, который ввёл её в святая святых, куда входил только раз в году только сам первосвященник.
Земная жизнь Богородицы с детства до вознесения на небо покрыта глубокой тайной. Немногое известно и о жизни Пресвятой Девы в Иерусалимском храме. Но в церковном переводе сохранились сведения, что во время пребывания Девы Марии в храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, старательно читала Священное писание, занималась рукоделием, постоянно молилась.
Для христиан имеет большое значение не только событие, которое вспоминается в этот праздник, но и пример, который подали родители будущей Богородицы, приобщив свою дочь к Богу с раннего детства. Тем самым они указали ей истинный путь в жизни, который привёл её впоследствии к тому, что именно Мария была избрана Богом для осуществления замысла о спасении человечества как земная Мать Иисуса Христа.
Рассматривая поступок Иоакима и Анны как пример для наследования, Церковь призывает верующих воспитывать своих детей уже с раннего возраста в духе христианских ценностей и добродетельства.
Упоминания о праздновании Введения в храм Пресвятой Богородицы встречаются уже в первые века христианства в переводах палестинских христиан. В них рассказывается о том, что святая царица Елена построила храм в честь этого большого события. Упоминание о празднике есть и в трудах святителя IV века Григория Нисского. В VII веке праздник был включен в церковный календарь.
Отметим, что накануне этого праздника клуб Православных Меценатов решил возродить традицию "Обыденных храмов" (небольшой храм построенный за один день усилиями прихожан). Вчера в Киеве построили первый из 10 тыс планируемых (по всему СНГ) храмом. Первая служба началась сегодня.