В середине июля КГБ Белоруссии распространил информацию о раскрытии агентурной сети разведки Польши, действовавшей на белорусской территории. По словам заместителя председателя КГБ Виктора Вегеры, были задержаны пять бывших военнослужащих, которые собирали секретные сведения для разведки Польши. Он добавил, что в основном сведения касались состояния объединенной системы ПВО Белоруссии и России.
Сведения, интересовавшие задержанных, по словам Вегеры, касались стратегических объектов объединенной системы противовоздушной обороны (ПВО) Белоруссии и России и прежде всего зенитно-ракетного комплекса С-300. Правда, как подчеркнул генерал-майор, шпионы не успели нанести вред обороноспособности Союзного государства.
После выступления заместителя главы КГБ зрителям показали четверых раскаявшихся шпионов. Один из них, бывший военнослужащий войск ПВО Белоруссии Владимир Русскин, подробно рассказал в телекамеру, почему он стал сотрудничать с польской разведкой. Как следовало из телесюжета, незадачливого майора, перевозившего контрабандой водку в Польшу, завербовали польские спецслужбы и дали поручение создать в Белоруссии шпионскую сеть.
По словам задержанного, его завербовали при попытке вывезти из Польши спиртное, допустимая норма которого была превышена в пять раз. Из двух предложенных ему вариантов - депортация на пять лет плюс конфискация машины и штраф либо работа на польскую разведку - Русскин, по его признанию, выбрал второй.
Затем, сколотив группу агентов, Владимир Русскин принялся собирать стратегически важную информацию и передавать ее в нужные руки. Ему помогали начальник разведки штаба одной из зенитно-ракетн ых бригад Белоруссии майор Виктор Богдан, военнослужащие радиотехнической бригады Корнелюк и Петкевич, а также офицер российской армии по фамилии Юреня.
Секретная документация ВВС и войск ПВО снималась ими на пленку, затем переводилась в цифровой формат и записывалась на флэш-карту. Для передачи разведданных использовались тайники, а для перемещения их через границу был сделан контейнер внутри автомобильного огнетушителя.
В отношении всех обвиняемых было возбуждено уголовное дело по статье 356 часть 1 уголовного кодекса Белоруссии (измена государству в форме шпионажа). Вегера подчеркнул, что своими действиями шпионы не успели нанести вред обороноспособности Белоруссии.
Однако вслед за шпионским скандалом последовали отставки председателя КГБ Белоруссии Степана Сухоренко и его первого заместителя Василия Дементея. При этом, президент Белоруссии Александр Лукашенко, в целом раскритиковав работу КГБ, поблагодарил сотрудников белоруской контрразведки КГБ за раскрытие в этом году ряда агентов польских спецслужб.
"Да, можно согласиться с утверждением, что в вашей работе есть ряд успешных проблесков. Последний пример - контрразведывательная операция по пресечению деятельности агентурной сети военной разведки Минобороны Польши. Спасибо контрразведчикам за эту прекрасную работу", - заявил Лукашенко, представляя в должности нового председателя КГБ Юрия Жадобина.
Между тем сотрудники аппарата госсекретаря Союзного государства России и Белоруссии ранее заверили, что операция белорусских контрразведчиков удалась благодаря бдительности ФСБ России.
"Наш товарищ (майор Юреня) пришел в ФСБ, во всем признался, и дело пошло. Началась совместная работа, совместное наблюдение, и вот вам итог, - рассказал помощник госсекретаря Иван Макушок.- Наши спецслужбы работают слаженно. Если бы так же работали и экономисты, Союзное государство давно было бы построено".
По его словам, вовремя повинившийся Юреня за активное сотрудничество со следствием вполне может избежать наказания. Во всяком случае о его выдаче Минску вопрос точно не стоит. На вопрос о том, не является ли операция КГБ Белоруссии срежиссированной, Макушок ответил: "Вряд ли это показное мероприятие. Преступников полным-полно. Хотя я думаю, что настоящие заказчики не поляки. Враг ведь где-то за океаном".
Владимир Русскин был задержан в январе этого года на пограничном пункте пропуска "Варшавский мост" при попытке вывоза за рубеж секретных сведений о системе охраны воздушного пространства Союзного государства на западном направлении. Вскоре были арестованы трое его сообщников. А майор российской армии Юреня, по версии белорусской стороны, сам пришел с повинной в ФСБ России.