О депрессивности стран переходного периода социологи судят по многим факторам – в том числе и по одежде. В странах СНГ уже пять лет как держится «бум черной элегантности». А приезжих легко определить по пестрым цветам и сочетаниям в темной толпе. Как предполагают социологи, подобное явление – признак общенациональной депрессии. По мнению же хозяйки нескольких монобрендовых бутиков Светланы Кузьменко, диктат черного объясняется исключительно врожденной практичностью украинцев. В целом же, выборки в западных бутиках одного и того же бренда куда более монотонные и блеклые, чем в украинских.
Многие социологи напрямую связывают уровень ощущения счастья и… уровень потребления алкоголя. Причем, речь идет не о самом количестве, а скорее об изменениях в показателях за определенный период. Так, датчане занимают одно из первых мест в Европе по количеству выпитого – датский рейтинг составляет 11,5 литров в год на человека в переводе на чистый спирт. Знаменитые своими алкогольными традициями россияне потребляют меньше ровно на два литра. Но за постсоветский период показатель вырос более, чем на 60%. А это показатель того, что в обществе творится что-то неладное. И действительно, по уровню самоубийств Россия занимает одно из первых мест в Европе.
Правда, показатель уровня удовлетворенности, как полагают социологи, величина весьма шаткая. Ведь после так называемого «золотого века» нации обязательно следует резкий спад. Как утверждает руководитель Международной школы по гуманитарной соционике Виктор Гуленко, в истории каждой страны наблюдается 4 фазы. Первая – сбор информации, систематизация знаний, познание мира через ощущения. Вторая – войны и революции. Третья – передел собственности, экономические катаклизмы и налаживание бизнес-схем. И четвертая – период гуманности, стабильности и творчества. Но абсолютная стабильность и гармония, по мнению социологов, ведет к депрессии и обвалу общественного строя. Недаром, в Западной и Северной Европе в последнее время демографическая ситуация отнюдь не радует, а в той же Дании участились погромы и общественные беспорядки.

Ольга Черныш