С развитием системы Web 2.0, в которой каждый пользователь может внести свою лепту в информационную сеть, развитием систем YouTube, Myspace, Facebook в интернете появляется все больше роликов, выставляющих курильщиков в весьма привлекательном свете. Здесь и музыканты, срывающие овации, и сексуальные девушки, вдыхающие дым на камеру. По мнению психологов, в психике пользователей таким образом устанавливаются стойкие ассоциации между популярностью, красотой, сексуальностью и сигаретным дымом. А затем формируется вывод: хочешь быть успешным - кури.
Аналогично работают и надписи-предупреждения на пачках сигарет. Безусловно, большинство курильщиков знает о том вреде, который сигареты наносят легким, сосудам и организму в целом. Но надписи рассчитаны скорее на подсознательный слой психики. У некоторых, особенно восприимчивых курильщиков со временем формируется подсознательный и с точки зрения разума ничем не обоснованный страх перед сигаретами. Ведь подсознание четко восприняло угрозу: покурю - умру, стану импотентом, заболею. Но у технологии есть и обратная сторона. Если курильщик воспринимает угрозу, но курить не бросает, он... подсознательно посылает сигнал своему организму на реализацию угрозы! Поэтому вопрос о гуманности и правомерности подобных приемов остается все еще открытым.
Равно как и вопрос о возможных способах свести на нет эффекты сетевой агитации за курение. Остановить сетевой бум практически невозможно, да и неприемлемо как для демократических стран. Единственный выход - разработать технологии, аппелирующие не к чувству страха (их и так много), а к социальному образу курильщика.

Ольга Черныш