Проблема недостатка земли под застройку – главная причина острых социально-экономических конфликтов и главный тормоз в развитии столицы. Не найдя места для дальнейшего строительства в пределах городской черты, Киев пойдет в наступление на города-спутники. Такое заявление в ходе заседания круглого стола сделал начальник главного управления градостроительства, архитектуры и дизайна городской среды Василий Присяжнюк.

 

В принципе, «открытие» не ново, так как подобное развитие событий прогнозировалось еще десятилетие тому назад. Однако, в последние 5-7 лет застройка Киева настолько активизировалась, что сегодня уже ни в Киевгорадминистрации, ни в центральных органах власти не берутся за дальнейшие прогнозы. По словам В. Присяжнюка, в столице застраивать уже сегодня практически нечего: осталось несколько участков в районе Позняков-Осокорков, а также в направлении Теремки-3 и в районе Троещины. Поглотив последние земельные наделы в данных районах, застроив считанные «точечные», еще не загроможденные новостроями, участки внутри города, а также «откусив» все возможное с ведомственных территорий, выселив войска и МВД за черту города, Киеву всего-то и останется одна надежда на прилегающие территории Большой кольцевой дороги.

 

Посему большую объездную строят с барским размахом, уже сегодня отбирая земли у близлежащих спутников. Резко очертив линию новой дороги, авторы проекта урезали земли так называемой околостоличной провинции на тысячи гектаров. Так, из-за чрезмерных аппетитов строителей дороги уже пострадали городки Вышгород и Украинка, а на очереди Вишневый, Боярка, Борисполь и Бровары. Где не достанут «щупальцы» столичных строителей кольцевой, землю заберут под «социальные жилищные проекты», так или иначе, приобщив земли спутников к основному «телу» Киева. По обе стороны Большой кольцевой предполагается возвести современные микрорайоны элитной жилой недвижимости многоэтажного типа.

 

По словам В. Присяжнюка, строительство высоток – единственный выход хотя бы частично удовлетворить возрастающий в темпах арифметической прогрессии спрос на столичное жилье. По прогнозам экспертов столичного рынка недвижимости, уже к 2020 году Киев удвоит свою территорию, поглотив все близлежащие населенные пункты, города, городки и села, стремясь обеспечить всех желающих жильем, а бизнес – современными многофункциональными офисами. Вместе с тем, вслед за определением территорий под высотную застройку, авторы проектов и контролирующие органы, в чьей компетенции находится давать либо не давать «добро» на осуществление проектов, отбирают у местных жителей земли и определяют под снос их скромное одноэтажное жилье. Так, на рассмотрении в столичных судах находятся десятки заявлений жителей столицы и прилегающих населенных пунктов о незаконных захватах земли и выселении людей с их приватизированных домов. Эпицентрами таких разбирательств стали Троещина, Нивки, а также те же Осокорки с Позняками.

 

Следующая проблема, которая настигнет столицу после исчерпания поводов для земельных конфликтов – неразвитое транспортное сообщение, делающее уже сегодня проблематичным доставку пассажиров с окраин столицы и близлежащих городков в деловое сердце Киева. Исправлять ситуацию, по мнению председателя постоянной комиссии по вопросам транспорта и связи Николая Ламбуцкого, необходимо уже сегодня, запустив на окраину скоростной железнодорожный транспорт и развивая «подземку». Неприятные сюрпризы преподнести может также инженерная коммунальная инфраструктура города, совершенно не рассчитанная на такой агрессивный рост потребителей.

 

Вместе с тем, главной проблемы в развитии столицы сегодня остается хаотичность застройки, плоды которой в скором будущем будут пожинать не только собственники новых квартир, но и коренные жители данных районов. В КГГА обещали подумать над этим вопросом, правда, не уточнили, когда намерены сделать это.

Маричка Козак