Маленький тарифный "апокалипсис" киевлянам, как и жителям других городов, обещали уже давно. А под кризисную зиму 2008-2009 начали воплощать эти обещания в жизнь. Предполагалось, что дорожать будет все: сначала проезд в общественном транспорте, а затем и оплата коммунальных услуг. Первый раунд столичные власти провели успешно: с 4 ноября для киевлян и гостей столицы одна поездка в транспортном средстве, спонсируемом городом, стоит в 3-4 раза дороже. Но еще до этого – 30 октября – на горизонте замаячил другой удар по семейному бюджету. Именно тогда были подписаны три распоряжения КГГА о повышении тарифов на тепло, горячее и холодное водоснабжение с 1 декабря 2008 года.

 

 

Рядовых граждан "пронесло": обещанное поднятие стоимости комфортных условий существования "всего" на 30-50 процентов пока отложили. Бюджетным организациям сложнее – для них услуги коммунальщиков должны были подорожать в полтора-два раза. И, наконец – апофеоз представления сотрудников Киевской городской госадминистрации о социальной справедливости – для ряда коммерческих структур (от банков до ломбардов, от турагентств до казино) предполагалось установить тарифы, местами отличающиеся от существующих в десять раз.

 

 

Городские власти, если судить по их активности, решили начать всерьез готовиться к сложным кризисным временам. В целом, их стремление вполне логично: средств, как водится, не хватает, коммуникации изношены, тарифы уже давненько не пересматривали, деньги нужны – отчего бы и не поднять цены. Зачем поднимать – понятно, а вот почему и каким образом – нет. Впрочем, и коммунальщики, и представители КГГА –не те люди, которые готовы по первому требованию прочесть лекцию о принципах прозрачного ценообразования. Именно это и сыграло против них.

 

 

Практически сразу же после подорожания проезда в коммунальном транспорте вопросом целесообразности этого подорожания заинтересовался Кабмин, привлекший на помощь Генпрокуратуру. Результат работы правительственной комиссии оказался предсказуемым: 18 ноября первый вице-премьер Александр Турчинов сообщил, что по предварительным подсчетам стоимость проезда в метро должна составлять не более 1 гривны, а в наземном транспорте – 80 копеек. Пока киевская мэрия рьяно отражала нападение, ее настиг удар с другой стороны.

 

 

Двадцатого ноября президент своим указом положил конец надеждам повысить коммунальные тарифы. Причины – неуважение городских властей к ряду законов и Конституции, а заодно и необоснованность предполагаемых расценок. Прогнозируемая битва политиков за народные интересы началась, а Киеву, очевидно, отведено почетное место главного полигона.

 

 

Украинский политикум постепенно переходит в "антикризисный" режим. Странного в этом мало. Как бы то ни было, на горизонте все еще мелькает перспектива досрочных парламентских выборов, а на "правильных" экономических обещаниях можно суметь заработать не один дополнительный процент по результатам народного волеизъявления. И потому в ближайшие месяцы власть имущие будут стараться проявлять "адресную" заботу о народном благе. Пакет законов, призванных предотвратить рецессию промышленности – это нужно и правильно. А подчеркнутая забота о каждом "маленьком" украинце – красиво и действенно.

 

 

В сложившейся в Киеве ситуации занятно то, что обычно путем наименьшего сопротивления по дороге к сердцам избирателей ходит именно столичный градоначальник. Но осень-2008 для Леонида Черновецкого складывается не слишком удачно – его всерьез подводит стремление угнаться за двумя взаимоисключающими зайцами: и городской карман порадовать, и электорату польстить. Заметное повышение тарифов как ступенька на лестнице к посту премьер-министра – это интересное пиар-достижение команды Черновецкого.

 

 

Возможно, в киевской мэрии считали, что население утешит аргумент "зато у нас бедным будет легче за счет богатых". Но маловероятно, что в условиях инфляции, сокращения доходов и угрозы массовой безработицы всем симпатикам Леонида Михайловича станет проще оплачивать "коммуналку" от одной только мысли, что тот банк, который за углом, платит намного больше. Другим пояснением подобной расслабленности городской власти может быть ее убежденность в том, что выборы откладываются на срок, достаточный для того, чтобы заявленное осенне-зимнее подорожание забылось.

 

 

Но пока народная память свежа, от "своеволия" мэра и его соратников киевлян бросились спасать все, кто только может. У правительства, да и у БЮТ как избирательной единицы, зуб на Черновецкого сотоварищи уже давно, причем достаточно острый, чтобы Кабмин смог пройти мимо такого шанса облагодетельствовать потенциальных избирателей. Но из-за затяжного характера именно политического противостояния борьба за обоснованные тарифы быстро скатилась в сторону взаимных обвинений разной степени адекватности, за которыми настырно маячит призрак выборов. Стремление правительства увидеть "правильные" цифры и пояснения, откуда они взялись, похвально. А вот возможное ожидание того, что киевская власть вытянется по струночке и тут же понизит тарифы, теряя на этом и прямую прибыль, и голоса горожан, несколько наивно. Представители КГГА уже пояснили, что бурная деятельность Кабинета министров объясняется чуть ли не личной завистью Александра Турчинова ко второй победе Леонида Черновецкого. А если что, все равно во всем виновато правительство.

 

 

"Кризис, который мы имеем сегодня в стране, в значительной степени предопределен непрофессиональной, безответственной деятельностью правительства, это прежде всего касается экономического блока. Александру Турчинову нужно заниматься экономикой страны, и думать о том, как Украину вытягивать из кризиса. Его попытка наезда на Киев ничего, кроме потери имиджа для такого известного политика как Турчинов, не дала", - подробно разъяснил, что к чему, заместитель главы КГГА Виталий Журавский. Как это часто бывает, экономический вопрос "что делать?" экстренно перешел в политическую плоскость "кто виноват?". И как всегда – все во имя блага народа, как же иначе.

 

 

Таким же радетелем интересов простых киевлян только с большим успехом выступил глава государства. Виктору Ющенко сделать это проще. Во-первых, полномочия президента позволили ему, не отвлекаясь на организацию комиссии, проведение расследований и составление протестов, отменить распоряжения столичной городской администрации. Во-вторых, тут и политические расклады иные. Если правительство и в первую очередь вице-премьер, согласно коллективному мнению КГГА, виновны во всех бедах, то гарант Конституции просто немного погорячился. "Я думаю, что мне удастся убедить президента в том, что указ эмоциональный характер носит. Я уважаю президента, и указ имеет для меня обязательную силу. Сожалею, что политика вносит коррективы в поступки лидеров нации", - объяснял мэр Киева.

 

 

Уважение Леонида Черновецкого (ярко смотрящееся на фоне того, судя по всему, "неуважения", которое он испытывает к Кабмину) настолько велико, что Виктора Ющенко даже не стали обвинять в мести по образу и подобию Александра Турчинова. А ведь основания найти было бы легко: в перечне субъектов хозяйствования, которым должно было не повезти с тарифами есть и такие "сверхприбыльные" коммерческие структуры как Секретариат президента наряду с другими госучреждениями – в аккурат между офисами политических партий и "бизнес-центрами, офисами строительных компаний, принадлежащих депутатам всех уровней". Неизвестно только, что спасло Леонида Михайловича от огульных обвинений: то ли действительно глубокое уважение к главе государства, то ли слухи о том, что, в случае чего, Блок Черновецкого пойдет на выборы не сам, а в компании, например, "Единого центра", если в Блок Ющенко не возьмут…

 

 

Объяснять президентскую и правительственную активность мелочными чувствами, испытываемыми к составу Киевской городской государственной администрации, было бы, конечно, весело. Но забота об интересах киевлян выглядит достойнее. Главное, при этом не забывать о том, что указ о досрочных выборах приостановлен, но не отменен. Политики всех уровней – от народных депутатов до представителей местных властей – уже, похоже, привыкли к тому, что обычная жизнь продолжается. Но тарифная битва за Киев доказывает – для того, чтобы вспомнить о наполнении содержания предвыборной рекламной продукции, власть имущим много времени не требуется.

 

 

Хорошо бы еще слово "кризис" из пункта политических программ смогло, наконец, превратиться в основание для реальной деятельности. Избиратели ведь еще и люди, а не только "электорат".

 

Ксения Сокульская, "Подробности"