Возвращение к рабочему режиму

 

 

Стандартный режим работы украинского парламента VI созыва наметился еще в январе-феврале текущего года. Для комфортного выполнения своих служебных обязанностей народным избранникам нужно долго обсуждать принятие жизненно важных законопроектов. При наличии трений (вне зависимости о того, связаны ли они с содержанием обсуждаемых жизненно важных законопроектов) – парламентская трибуна оказывается заблокированной на срок от нескольких дней до нескольких недель до тех пор, пока путем многоступенчатых переговоров депутаты смогут разыскать удобоваримый консенсус. После чего Верховная рада на некоторое время переходит в рабочий режим в его традиционном понимании, но только – пока не возникнет очередной спорный вопрос.

 

 

Фактически трудовые традиции нардепов были нарушены 2 сентября 2008 года. Излишне бравое согласованное голосование фракций Партии регионов и Блока Юлии Тимошенко сказало новое слово в практике ситуативного сотрудничества. Резвость, с которой избранные депутаты создавали новые законопрокты, а их соратники – за них голосовали, могла искренне удивить давних зрителей телеканала "Рада". Со временем депутатская активность поутихла, чему способствовал задокументированный развал правящей коалиции. Следующий приступ лихорадочной активности пришелся на период аннулирования части принятых ранее законов. За этим должна была последовать обязательная пауза – президент распустил парламент.

 

 

На некоторое время после издания президентского указа, запомнившегося номером 911, парламент прекратил свою привычную деятельность. Легитимность законодательного органа стояла под вопросом, хотя президент, вопреки собственной позиции, и намекал на то, что депутатам нужно срочно решить вопросы финансирования выборов и корректировки избирательного законодательства, а причин решаться на бурную активность у большей части парламентариев не было. Выбивались из общей массы только "бютовцы", при "помощи" которых раз за разом срывались возможности проголосовать нужные Банковой изменения. Остальные фракции свели свою деятельность к минимуму необходимых "телодвижений" – украинский парламент морально готовился к выборам.

 

 

Ситуация коренным образом изменилась после того, как Виктор Ющенко приостановил действие своего указа. Формальная причина этого – попытка избежать юридических коллизий с необходимостью принятия решений то ли легитимным, то ли нет законодательным органом. А заодно народные избранники должны были позаботиться о будущем родины в контексте надвигающегося экономического кризиса. Но по факту временная реанимация оказала куда более значительное влияние на умы и планы парламентариев, чем этого можно было ожидать.

 

 

Трудовой почин, закончившийся принятием антикризисного закона 31 октября, продемонстрировал – законодатели вернулись к знакомому рабочему режиму. И пусть недавно "бютовцы" в том же стиле блокировали трибуну, как неделю спустя подверглись обвинению в порче государственного имущества в лице отдельных пультов системы "Рада". То, что соратники Юлии Тимошенко играли первую скрипку, не изменило впечатления от симфонии. Знакомые драки, блокады, скандалы. Попытки усреднения не всегда совместимых законопроектов. Переголосование и битва за поправки. Элегантное игнорирование тех поправок, которые жизненно необходимы для проведения досрочных выборов. И, наконец, то, что депутаты после недель судорожного ожидания (оно же выжидание) решили прервать череду пленарных заседаний, показывает – избранники народа расслабились и перешли к привычному режиму трудов. Впереди у них – громадье планов. Нардеп от БЮТ Валерий Писаренко не исключает даже вероятность пересмотра Основного закона. "Возможно, именно в это кризисное время Верховная рада сможет на операционном столе с помощью конституционной реформы, как скальпеля, удалить все болезненные элементы из Конституции", - считает депутат. Как будто над ним и его коллегами не висит дамоклов меч парламентской перезагрузки.

 

 

Бесконечные выборы

 

 

Длительное, но в итоге успешное, принятие обобщенного антикризисного закона, в принципе, может символизировать вдруг прорезавшуюся дееспособность украинского парламента (в его понимании значения этого слова). Но на Банковой согласиться с этим не готовы. "Принятие антикризисного законопроекта никоим образом нельзя рассматривать как признак возобновления работоспособности Верховной рады. То есть основание, на основе которого был издан Указ о досрочном прекращении полномочий парламента, не утратило актуальности. Украинский парламент нуждается в срочном оздоровлении", - по-прежнему убежден заместитель главы Секретариата президента Андрей Кислинский. Но одной только веры президентского лагеря в необходимость проведения выборов все-таки маловато.

 

 

Как бы ни хотелось апологетам очередных внеочередных отправить парламентариев в отставку хоть завтра, на сегодня это не представляется возможным. В первую и главную очередь – президентский указ все равно приостановлен. И пусть возобновление его действия – дело нехитрое (что Виктор Ющенко доказал еще в 2007 году), а формальное основание для возобновления – отсутствие коалиции – по-прежнему актуально, рассчитывать на парламентский "блиц-криг" уже не приходится. ЦИК не работает. Во-первых, из-за приостановки указа, во-вторых, все равно средства на организацию кампании не выделены. Деньги никто выделять не собирается: правительство – просто потому, что не собирается, а парламент, которому президент в итоге делегировал эту честь, упорно не голосует поправки в бюджет ни под одним из возможных соусов. За кадром еще остаются возможный судебный аспект (свое  веское слово еще не сказал КСУ, а ведь спрашивать его можно, цепляясь за разные поводы) и разрекламированная Андреем Портновым технология срыва выборов "по-бютовски". В любом случае, ни о запланированном изначально 7 декабря, ни о "компромиссном" 14-том речь, судя по календарю, не идет. Выборы, похоже, как минимум откладываются до следующего года. Как максимум – о них забудут вовсе.

 

 

Большинство заинтересованных сторон, очевидно, в поход за благосклонностью избирателей пока не собираются. По слухам, штабы не сформированы, списки не утрясены, снята даже бронь рекламных площадей. Некоторую активность проявляют разве что внепарламентские политические силы (такие как, например, ВО "Свобода" или Блок Леонида Черновецкого, лица лидеров которых улыбаются со столичных биллбордов и лайтбоксов). Из состоявшихся парламентариев самую бурную деятельность развил, пожалуй, Владимир Литвин, который зачастил с рабочими поездками в регионы. А крупнейшие игроки пока демонстрируют дружную незаинтересованность предвыборными перспективами.

 

 

Последовательнее всего в сложившейся ситуации выглядит позиция БЮТ. Сторонники Юлии Тимошенко как не хотели на выборы, так и не хотят. Правда, миротворческо-коалиционная деятельность, которой они пытаются заниматься в парламентских стенах, выглядит достаточно сомнительной ("коалиция пяти" у потенциальных партнеров энтузиазм не вызывает). Тем не менее, курс взят на реанимацию большинства. Лучше, если в формате БЮТ+НУ-НС+БЛ. О словах, например, Николая Томенко, который менее месяца назад заверял, что реанимация "брака" невозможна, уже не вспоминают. Теперь в БЮТ считают, что нужно собраться с силами и работать. На крайний случай, "тимошенковцы" даже готовы согласиться на любой вариант, пусть и без их участия. Чего только не сделаешь для стабильности в стране.

 

На фоне "последовательности" БЮТ дрейф Партии регионов выглядит интереснее. "Регионалов" изначально трудно было заподозрить в излишней приверженности идее сходить на выборы, но, в отличие от 2007 года, они решились на это на удивление мирно. "Фактически мы сегодня должны положить конец тому хаосу, который сегодня есть, а конец этому хаосу должен положить народ, высказав свою точку зрения на этих выборах", - в начале октября пояснял партийную позицию Виктор Янукович. Тем не менее, судя по всему, пути борьбы с хаосом ищутся иные: во всяком случае, запланированный на 31 октября партийный съезд был торжественно отложен на неопределенный срок. "Регионалы" на выборы уже не торопятся. Не исключено, что "помогают" такой бездеятельности близящийся кризис и рецессия промышленности – слишком много в рядах партии небедных владельцев, например, металлургических предприятий. Вряд ли им очень хочется тратиться еще и на предвыборную кампанию.

 

 

Такой же неопределенностью "страдает" и съезд "Нашей Украины". Он уже созван, но дата его проведения зависит от динамики издания президентских указов. По большому счету, президентским сторонникам тоже спешить некуда – их рейтинг невысок, состав блока еще не известен, но вряд ли он будет блестящим. "Единому центру" еще хуже: "нашеукраинцы" с ними "дружить" не собираются, перспектива блокирования с другими политическими силами пока туманна – привлекательность идеи похода на выборы для Виктора Балоги и его окружения падает на глазах. А вот пропрезидентская часть НУ-НС и сейчас вынуждена рваться в бой, пусть даже во благо он ей не пойдет, - положение обязывает. Правда, на Банковой проявляют все меньшую активность.

 

 

То, что большинство парламентских сил на выборы идти не просто не хотят, а уже, похоже, и не сильно собираются, для инициатора их проведения не аргумент. Тем не менее, похоже, что парламентская перезагрузка вызывает все меньший энтузиазм и у президента. С одной стороны, поджимает кризис. С другой стороны, едва ли не главная цель, ради которой очередные внеочередные могли затеваться – "отодвигание" от власти Юлии Тимошенко – торжественно зависает в воздухе. С учетом затягивания процесса и необходимого времени, такими темпами Юлия Владимировна может остаться при власти до следующей весны, если не дольше.

 

 

Конечно, можно понадеяться на то, что социально-экономические трудности, запланированные на ближайшие месяцы, существенно ударят по имиджу премьера. Но для этого выборы нужно затянуть еще больше, что президенту, казалось бы, не к лицу. Еще более не к лицу Виктору Ющенко признавать, что он "погорячился" и отменять выборы – вряд ли Гарант пойдет на это, хотя и полностью исключить такую вероятность нельзя – слишком непредсказуемой становится украинская политика. Зато можно максимально спускать на тормозах, пока сроки не начнут поджимать (напомним, за полгода до президентских выборов наступает мораторий на роспуск парламента, впрочем, касательно даты очередных президентских споров не меньше, чем вокруг выделения дня под внеочередные парламентские).

 

 

А до этого, глядишь, и Тимошенко удастся отправить в отставку, и решить кадрово-партийные вопросы, и поднять рейтинг на антикризисной тематике… Вот так досрочные выборы и превращаются в бессрочные прямо на глазах.

 

Ксения Сокульская, "Подробности"