Но депутаты не теряют оптимизма: во-первых, многие из них по-прежнему считают законодательный орган легитимным, во-вторых, впереди у народных избранников много работы. И не факт, что она ограничится удовлетворением президентских просьб об обеспечении выборов.

 

 

На междурадье...

 

 

Украинская политическая система уже второй год подряд сталкивается с суровым испытанием: как жить, когда законодательный орган одновременно и "как бы" отправлен в преждевременную отставку, и "как бы" должен еще поработать. С одной стороны, аргументом работает пример 2007 года, когда президент настойчиво пояснял Раде предыдущего созыва, что ее не существует, и никаких прав по принятию законов она не имеет. С другой – в октябре 2008 Виктор Ющенко сам создал себе головную боль, велев депутатам "по-быстренькому" изменить бюджет и отредактировать закон о выборах нардепов. Так что вопрос полномочности и дееспособности парламента, похоже, рискует перейти в плоскость личного вкуса каждого отдельно взятого политика.

 

 

Сами парламентарии предпочитают считать себя работающими людьми: фракции БЮТ и ПР на этом настаивают агрессивней всего, в НУ-НС несколько сомневаются. Позиция пропрезидентских депутатов (вернее, остатков оных) во многом связана и с прошлогодними обстоятельствами, и с самим текстом президентского указа с красноречивым номером 911. Одним из пунктов подписанного главой государства документа является "прекратить досрочно полномочия Верховной рады", что вполне соответствует его полномочиям, очерченным в статье 90 Конституции Украины. Следовательно, нынешний созыв ВРУ можно торжественно считать ушедшим в историю. При этом согласно Основному закону, к той же статье 90 которого синхронно апеллируют и "бютовцы", и "регионалы", полномочия парламента прекращаются в день открытия первой сессии нового депутатского созыва.

 

 

Противники бурной депутатской деятельности в месяцы предвыборной кампании обычно вспоминают прошлый год, когда с легкой руки главы государства функции Рады V созыва в итоге превратились во вполне себе декоративные. Вот только сам Виктор Ющенко не так давно уточнил: предыдущий депутатский "заход" не был досрочно распущен, а утратил полномочность. И действительно, предполагать активную законотворческую деятельность от предыдущей версии парламента было бы странно, ведь для пущей легитимности президентских решений "посторанжевые" депутаты отказались от мандатов, чем "уронили" количество народных избранников ниже предела дееспособности – 300 "штыков". А поскольку в ближайшее время приступ гражданской и политической сознательности явно не будет повторен (даже если на это решится преданная своему почетному лидеру часть "нунсовцев", ожидать проявления душевной широты со стороны БЮТ было бы странно), диапазон возможных пояснений депутатам, почему они не могут работать, существенно сокращается.

 

 

Вполне возможно, что при соответствующем желании президентский Секретариат и его же депутаты все-таки вступят в юридическую перепалку на предмет полномочности парламента нынешнего образца. Вот только незаинтересованная в этом часть политикума начала превентивно принимать меры. Еще 1 октября "тимошенковец" Валерий Писаренко рассказал прессе, что его политическая сила решила поинтересоваться у Конституционного суда вопросом легитимности свежераспущенного парламента. А поскольку КСУ редко принимает решения сходу, чрезмерное внимание к полномочиям Рады всерьез ударит в первую очередь по президентской инициативе скорейшего проведения выборов. Тем более что Виктору Ющенко без действующего парламента все равно не обойтись: кто-то же должен обеспечить избирательную кампанию всем необходимым.

 

 

Любой каприз…

 

 

Предполагать, что парламентарии ограничатся выполнением президентской программы-минимум - выделят бюджетные 417 (по просьбе ЦИК) или 497 (по предложению Ксении Ляпиной) миллионов гривен на выборы и "отрихтуют" закон по тем пунктам, которые могут позволить признать результаты кампании недействительными – было бы наивно. Судя по поведению хотя бы "бютовской" части народных избранников, они готовы растянуть удовольствие.

 

 

Двухдневная блокада парламентской трибуны имени Блока Юлии Тимошенко подсказывает: как и в 2007 году президент вряд ли обойдется малой кровью. В то же время, даже если чаяния Виктора Ющенко будут удовлетворены, это вовсе не означает, что депутаты остановятся на достигнутом.

 

 

Уже сейчас препятствование поправкам в закон о выборах народных депутатов, лидер фракции БЮТ Иван Кириленко поясняет заботой о государственном бюджете: и действующем, который и предполагается перетряхнуть на предмет четырех с лишком сотен "лишних" миллионов, и потенциальном, который нужно срочно принимать, исходя из принципа "кто, если не мы". С большой долей вероятности, изменения в бюджет-2008 действительно будут приняты: все-таки сходить на выборы готовы все политические силы, некоторые просто попытаются извлечь из ситуации порцию приятных бонусов. Но, во-первых, не факт, что после бюджетных правок дело дойдет до закона о выборах (с учетом неидеального состояния отечественного законодательства парламентариям есть куда себя применить), а, во-вторых, правки эти могут оказаться интереснее, чем предполагалось изначально.

 

 

Трудно сказать, хватит ли у нардепов сознательности, чтобы не попытаться в условиях набирающего обороты экономического кризиса обеспечить себе прирост голосов за счет внеочередной раздачи социальных "слонов". Причем, необязательно даже это делать за счет нынешнего бюджета, которому еще предвыборную кампанию переваривать, - прописать в главной смете страны на следующий год можно многое, включая и солидные прибавки к стипендиям/пенсиям, и "железобетонные" обещания выплатить вклады "Сбербанка" – все, на что депутатской фантазии хватит. Подобными бюджетными инициативами можно всласть поразмахивать под носом у избирателя, а выполнять их будет все равно пока неизвестный состав правительства.

 

 

Даже если депутаты успешно справятся с бюджетным вопросом, на кону останется вопрос изменений избирательной системы. Президенту прямо сейчас для полного счастья нужно не так уж и много: облегчить, оптимизировать и как-то решить вопрос с Госреестром избирателей, который пока не еще не создан, а выбирать депутатов без него уже не положено. Большую часть подобных правок включает в себя свежайший законопроект "регионалки" Елены Лукаш, а кроме этого – приятный для всех участников гонки пункт отмены обязательной 50-процентной явки украинцев на участки. "Бютовцы" блокируют проект по упомянутым выше высоким бюджетным причинам (предлагая, впрочем, утвердить их поименным голосованием – такой проект постановления авторства Андрея Портнова уже зарегистрирован), оставляя тем самым широкое поле для законотворческой деятельности.

 

 

Судя по циркулирующим в кулуарах намекам, депутаты могут поиграть в игру "не догоню – так хоть согреюсь". Народным избранникам сейчас практически ничего не мешает существенно отредактировать избирательное законодательство. В качестве возможных изменений чаще всего называется пересмотр проходного барьера и всей системы в целом.

 

 

Пресловутый проходной барьер в Раде VI созыва не "склонял" разве что ленивый. Версий его трансформации существует множество: оставить, как есть; уменьшить до двух процентов (недавняя инициатива Николая Катеринчука, которая может помочь попасть в парламент самой активной политической "мелочи"); увеличить до четырех, пяти, десяти процентов; установить дифференцированный "тариф" – партиям поменьше, блокам побольше (причем некоторые версии предполагают оглядку на количество единиц в составе блоков).

 

С концепцией избирательной системы тоже не все просто: в апреле Виктор Ющенко предложил народным избранникам придумать что-нибудь эдакое, но непременно с открытыми списками. На сегодня в парламентских "закромах" наличествуют две версии "эдакого". О своеобразной системе "единоцентриста" Игоря Криля "Подробности" недавно уже писали, а вторая версия принадлежит перу коллективного разума Блока Литвина. Проект БЛ тоже предполагает внедрение пропорциональной системы с открытыми списками, но в форме, куда более приближенной к знакомой "мажоритарке", чем вариант "ЕЦ". Согласно инициативе "литвиновцев" Украину предполагается разделить на 450 избирательных округов, каждой партии – сформировать список из 450 соискателей, территориально распределить их и – вперед на выборы. В случае если партия по стране в целом преодолела трехпроцентный барьер – честь ей и хвала. Депутатские кресла будут распределяться пропорционально общей поддержке, а вот сам список – исходя из симпатий избирателей: кто больше набрал в своем округе – тому и повезло.

 

 

Предложение соратников Владимира Литвина выглядит гордо (особенно при приступе ностальгии по смешанной системе), но так же труднореализуемо, как и планы Игоря Криля. Основная проблема для внедрения любого варианта пропорциональной системы с открытыми списками – отсутствие у всех партий стратегического запаса нужного количества потенциальных депутатов, за которых народ все-таки проголосует. И как бы не рассуждали политики о несовершенстве нынешнего законодательства (о готовности поразмыслить над открытием списков заявили Арсений Яценюк, Юрий Луценко, Николай Катеринчук), маловероятно, что депутаты рискнут сменить коней на переправе. Поэтому, скорее всего, угрозы экстренно и существенно поменять всю систему, скорее всего, останутся угрозами. Одни народные избранники посвятят себя "косметическому ремонту" а ля Елена Лукаш, а другие будут этому всецело "способствовать".

 

Конечно же, помимо президентского "минимума" депутаты могут совершить массу общественно полезных деяний: от принятия Бюджетного кодекса до отмены неприкосновенности, за которую так ратует НУ-НС. Кроме того, нельзя исключить вероятность и более интересных инициатив, вроде старта конституционных изменений или начала процедуры импичмента. На необходимость первых намекает Николай Томенко, вторую уже инициировали коммунисты. И то ли еще будет…

 

 

Последние месяцы VI созыва парламента могут стать очень интересными: депутаты получили карт-бланш на выполнение почти любого своего каприза. Но к счастью или несчастью, вряд ли им удастся договориться и действительно проголосовать что-либо существенное. А вот развлекаться игнорированием просьб президента и оттягиванием выборов "распущенные по миру" начали уже сейчас. Кто же откажется от ситуативной выгоды.

 

Ксения Сокульская, "Подробности"