Первого октября за проблему "чего-то не хватает" рьяно взялась Юлия Тимошенко и пообещала, что ее блок выполнит ультиматум имени НУ-НС. Неожиданная щедрость удивила всех. Только все равно находятся недовольные.


Аттракцион невиданной уступчивости


Ход коалиционных переговоров между "Нашей Украиной"-"Народной самообороной" и блоками Владимира Литвина и Юлии Тимошенко в последние дни вызывал острые приступы сочувствия со стороны наблюдателей, ключевая мысль которого заключалась в простой формуле: "Ну, раз не выходит, так не мучайтесь". Тем не менее, парламентарии продолжали браво работать на сомнительную идею: после того, как представители Партии регионов с легким сожалением констатировали, что с БЮТ у них "никак", возрождение старого большинства в новом формате выглядело едва ли не единственной правдоподобной альтернативой преждевременным выборам. Правда, даже осознание этого факта не привносило элемент консенсуса в переговоры: то с повесткой дня у будущего парламентского монолита не складывалось, то в НУ-НС публично сомневались в том, что БЮТ пойдет на их "скромные требования", то "бютовцы" покушались на самое святое – предлагали, если уж переизбирать, так всех сразу, начиная с гаранта. И вот, когда ситуация, казалось, изо дня в день радует только тупиком, премьер достаточно неожиданно сыграла роль света в конце туннеля. "Все условия, ультиматумы, выкручивание рук, которые предложил НУ-НС, мы принимаем", - не слишком дипломатично проявила смирение Юлия Тимошенко. Но, если уж назвался груздем, не исключено, что придется лезть в кузов.


Четыре требования, выполнение которых особенно беспокоит пропрезидентскую фракцию, известны давно: это подписание совместного заявление по кавказскому конфликту, отменить законы о госслужбе и референдуме, с пониманием отнестись к президентскому вето, наложенному на "неконституционные решения" парламента, и, наконец-то, сделать ряд усилий по формированию усредненной повестки дня. Со слов премьера получалось, что основной иллюстрацией глубины доброй воли БЮТ 2 октября должна стать отмена ряда законов, принятых в уже легендарные дни со 2 по 5 сентября. При этом Юлия Тимошенко не преминула уточнить, что неконституционность проголосованных законопроектов – это личное мнение президента, поскольку КСУ с ними еще не работал. Но чего не сделаешь во имя блага страны.


Президентская сторона восприняла премьерские инициативы по-философски. "Если это намерение искреннее, она может это завтра продемонстрировать на заседании парламента и отмежеваться от тех решений, которые не являются конституционными и ничего общего не имеют с развитием демократии", - поделился мнением Виктор Ющенко.


Позиция "поживем – увидим" себя полностью оправдала: пленарное заседание, как водится, началось с длительного перерыва. Причина знакома до боли – три фракции не смогли сформировать повестку дня. Только 2 октября вина за это была несколько нетрадиционно возложена на Блок Литвина. Сам Владимир Литвин пояснил это бессмысленностью переговорного процесса, который заходит в тупик потенциального блокирования трибуны у него на глазах. "Никто не хочет никакой коалиции. Принципы, которые я сегодня утром получил, деятельности новой парламентской коалиции, это предложение купить билет за свой счет всему украинскому народу на войну", - убежден лидер блока имени себя.


В итоге пресловутая повестка оказалась сформированной в обход "литвиновцев", в нее, как и ожидалось, попали спорные законопроекты и народные избранники начали голосовать. Ударный труд в основном воплощался в два сценария: потенциальные коалицианты либо утверждали невдохновляющие главу государства законы с президентскими поправками, либо, если это не удавалось, инициировали преодоление вето, что по понятной причине коалиционной лояльности "тимошенковцев" не удавалось. Что-то получалось, что-то (например, отмена закона о референдуме), нет. Но БЮТ действительно начал выполнять часть обещаний своего лидера. Впереди, согласно анонсу Арсения Яценюка, - консультации. 


Старые проблемы на новый лад


Впечатляющая уступчивость Юлии Тимошенко заметно скорректировала политические расклады, при которых выборы казались уже практически неизбежными. Впрочем, удивительного в этом мало: "бютовцы" искренне не хотели идти на перезагрузку парламента. Более странно то, что пропремьерская сила все-таки наступила на горло собственной песне и пошла на трансформацию, если не на отмену, законопроектов, которые со всем возможным пылом защищала всего полмесяца назад. То ли настолько острая необходимость возникла, то ли так "нужно" было…


Следует отметить, что в условиях потрясающей идеологической подвижности украинского политикума результативное, в основном, голосование от 2 октября может с равным успехом означать либо все (новую старую коалицию), либо ничего (элементарное затягивание решения вопроса перевыборов). 


Конечно, после 1-2 октября "коалиция трех" начинает выглядеть чуть более жизнеспособной, чем до этого. Логика в ее создании есть: на сегодня это, пожалуй, единственный формат парламентского большинства, который не вызывает раздражение у слишком большого числа избирателей. А с учетом усреднения сомнительных законов, которые сейчас числятся главными противоречиями (после "кавказского заявления", конечно же) не исключено даже, что такой альянс сможет продержаться некоторое время. Правда, стремление сделать напоследок хорошую мину при не очень качественной игре не избавляет от основной причины противостояния БЮТ и НУ-НС – той самой, которая спарринг президента и премьера. Более того, даже если двум первым лицам государства удастся некоторое время "вести себя прилично", ряд вопросов может подточить триединое большинство уже сейчас, до его фактического формирования.


Основная проблема старой новой коалиции – это ее аморфный состав. Рассчитывать на внутреннюю мобилизацию фракций БЮТ и, в особенности, уже солидно растрескавшейся НУ-НС, не приходится. В таком случае, "цемент" в лице 20 штыков БЛ нужен, как воздух. Только этому воздуху нужно чем-то платить. Изначально предполагалось, что Владимир Литвин меньше, чем за любимое спикерское кресло фракцию поднимать не станет. Но 2 октября Банковая донесла до общественности президентское мнение: главой парламента должен оставаться Яценюк, а беспокойство "литвиновцев" коалицианты пусть правительственными должностями возмещают. Сама идея о необходимости ввести новый состав Кабмина оставляет широчайший простор для манипуляций. Маловероятно, что президенту удалось бы под соусом "новому большинству – новое правительство" избавиться от премьера-Тимошенко – публика с большой долей вероятности не оценит, при таких раскладах БЮТ уже проще сходить на внеочередные выборы. Зато благодаря новому члену альянса можно так пересмотреть состав Кабмина, чтобы работа Юлии Тимошенко стала еще менее комфортной, чем сейчас (возможно именно с этим связана попытка "бютовцев" реанимировать старую коалицию через суд – тогда и менять состав правительства не пришлось бы). Только сомнительно, что борьба за квоты существенно облагородит украинский политикум.


Не менее спорной остается судьба уже проигнорированных или подготовленных к отмене законопроектов. В БЮТ на это пошли сравнительно легко, что может служить косвенным подтверждением теории о том, что вся сентябрьская эпопея была попыткой взять президента на испуг. Правда, заплаты на отдельных прорехах действующего законодательства действительно смогли бы существенно упростить жизнь Кабмина. Но, не судьба, так не судьба, только вот с ситуативными партнерами из ПР еще придется объясняться (пока "регионалы" только намекают на подтасовку результатов голосования). При этом образцово-показательный всплеск депутатской активности может спровоцировать активность уже президентскую – например, гарант уже давно планирует переписать Конституцию. Не исключено, что изменения Основного закона станут одним из факторов, обеспечивающих временную монолитность старого нового большинства.


В виду конституционных перемен или нет, но подобный формат коалиции вполне может устроить президента. Для парламентской силы Виктора Ющенко резкие перевыборы рискуют закончиться фатально, не говоря уже о том, что Запад намекает: такие перезагрузки могут существенно уменьшить шансы Украины на декабрьское присоединение к ПДЧ. В тоже время глава государства, судя по всему, готовится извлечь массу приятного из сложившейся ситуации. Программу максимум – лишить Тимошенко уютного кресла на Грушевского – реализовать, скорее всего, не получится. Зато элементы программы-минимум – в ассортименте, начиная с отмены неудобных законов через непременность спикерства Арсения Яценюка и заканчивая границами фантазии Банковой. Возможности же БЮТ для сопротивления ограничены: в случае неудовлетворения какого-либо жизненно важного условия президентская сторона всегда может апеллировать к потенциальным избирателям – "мы так старались, а они!". Первые шаги в этом направлении уже сделаны – результатам голосования от 2 октября Виктор Ющенко пока не доверяет…


Одновременно в имиджевом отношении невиданная лояльность премьера и ее соратников может сыграть в пользу Юлии Тимошенко. "Не корысти ради", а исключительно для победы стабильности в стране, пойти на не слишком логичные требования Банковой – для приверженцев БЮТ лучшего подтверждения моральной высоты и чистоты лидера не найти. На остальных же работает схема "посмотрите как много мы (те, кого коварно бросила часть НУ-НС) делаем, чтобы сохранить дееспособное большинство" – вдруг электорат и о бурных голосованиях позабудет. Только вот на позу "спаситель коалиции" сейчас претендентов немало – здесь и премьер, и президент, и Владимир Литвин. А выиграет тот, чья инициатива по спасению будет не обязательно более эффективной, главное – ярче и красочней. Пока ведет Юлия Тимошенко, но Виктор Ющенко готовится перехватить инициативу. Вопрос в том, нужна ли при этом политикам сама коалиция. Или речь идет всего лишь о красивом пиаре под неизбежные выборы, вероятность которых составляет три (лидера) к одному (решению)?..


Ксения Сокульская, "Подробности"