Похоже, за лесом средств массовой агитации скоро не будет видно уцелевших деревьев. И это далеко не главный признак нынешних выборов в украинской столице, хоть и примечательный. Главное – не форма, а содержание, хотя, конечно, как говорил когда-то Георг Фридрих Вильгельм Гегель, внутренняя форма предмета, как способ организации определенного содержания, сама является содержательной. Что мы видим на билбордах и что читаем в агитпродукции?

 

Гламурные улыбки, у кого по-мужски еле строгие, как у Виталия Кличко или Александра Турчинова, у кого – оптимистически-юношеские, как у Николая Катеринчука, у кого – мудро-рассудительные, как у Виктора Пилипишина, а у кого – вообще неземные, как у Леонида Черновецкого.

 

Плюс – на агитационных щитах последнего – щедрые гарантии: в 2009 году киевская горгосадминистрация гарантирует... в 2011 году гарантирует... В 2012 году...Это на билбордах. А в агитпродукции, или в виде буклетиков, или газет-мотыльков с четырех страниц, или знаменитого "Вечернего Киева плюс" – так же, щедрые обещания (немного разные, но в основных чертах очень похожие) плюс беспощадная критика конкурентов.

 

И к тому же, используя админресурс на полную катушку, муниципальное радио и телевидение днем и ночью рассказывает об успехах действующего мэра и его команды, связывая едва не каждое сообщение, о чем бы оно не было, с грандиозными перспективами столичной команды (ненавязчиво говорится "кстати" или "тем временем", ну, а потом – килограммометры лапши на уши потенциальных избирателей).

 

От количества всего этого нередко создается впечатления Deja vu, повторение – только в масштабе одного города – ситуации 2004 года. Но...

Это только по внешней форме. На самом деле же все совершенно не так. Поскольку сегодня все основные кандидаты на должность столичного городского председателя, включительно с когда-то самыми помаранчевыми, вместе со своими командами играют a la Виктор Федорович Янукович времен президентских выборов.

 

Вспомните, как тогда была оформлена избирательная кампания и какое содержание вкладывали в нее "бело-голубые". К чему все сводилось? Наш кандидат – самый гламурный; он щедро раздает людям материальные блага, а раздаст еще больше; тем временем его противники – дурачки, не заслуживающие внимания.

 

Просто и сердито, сделано из расчета на среднестатистического гражданина, чье мировоззрение сложилось еще в советское время или под влиянием тех времен, чьи интересы не выходят за пределы футбола и пива с друзьями, чьими мозгами можно без лишних трудностей манипулировать, поскольку они не привыкли мыслить самостоятельно и не имеют для того соответствующей информации.

 

Чуть ли не вся Украина была обставлена билбордами, с которых харизматично улыбался лично "Потому что". Целые аллеи были с тех билбордов. И к тому же пенсионерам выплатили значительные добавки к пенсиям (в бюджет следующего года не заложенные), что хорошенько подтолкнуло инфляцию.

 

Всем остальным пообещали большое повышение зарплаты, в больших городах – развернутое строительство метро, в средних – закупку новых автобусов, в маленьких – создание новых рабочих мест... И всюду говорилось о "невиданном росте ВВП", об "украинском экономическом чуде", о грандиозных перспективах государства на мировой арене и т.п.

 

Виктор Ющенко с большим удовольствием сделал бы то же самое (кстати, относительно щедрых обещаний так и было – вспомните пять миллионов новых рабочих мест), но вот беда: билборды позволялось вывешивать только "проффесору". Только его команда днем и ночью паслась на всех телеканалах, кроме 5-го, только он мог щедрой рукой раздавать "пайки" из бюджета...

 

Поскольку админресурс Кучмы-Януковича-Медведчука полностью проявил себя еще до этого, то, готовясь к президентским выборам 2004 года, лидеры помаранчевых хочешь-не-хочешь, но вынуждены были искать какую-то альтернативу. И вдобавок – сравнительно недорогую, без легионов оплачиваемых агитаторов, без напыщенных импортных политтехнологов, без купленных телеведущих и т.п.. Одним словом – что-то совсем не такое, как у кандидата от бело-голубых.

 

И этот контрресурс был найден. Точнее, он сам пришел в лагерь помаранчевых, поскольку кучмизм ему надоел. Он назывался гражданским обществом.

 

А если не так громко, то это были люди с выше среднего уровнем образования, а, главное, умением самостоятельно думать и совершать осмысленные моральные поступки.

 

Логика событий сделала основой помаранчевого лагеря не наемников, не "кондотьеров революции", а тех, кого на Западе называют волонтерами.

 

При таких обстоятельствах бело-голубые могли внедрять сколько угодно хорошо оплачиваемой агентуры в помаранчевые штабы, а руководители этих штабов – сколько угодно воровать деньги, выделенные на избирательную кампанию. Поскольку действовали совсем другие механизмы общественной самоорганизации.

 

И не случайно все, что делалось в бело-голубых штабах, немедленно становилось достоянием всего оппозиционного сообщества – там хватало людей, которых жгло чувство стыда и которые чистосердечно разрушали планы своих патронов и извещали об этих планах – главным образом через Интернет – гражданское сообщество.

 

Одним из главных факторов мобилизации сторонников помаранчевых и агитации стали немногочисленные оппозиционные СМИ; но что интересно – это не были газеты-однодневки или пропагандистские листки. Нет, целый ряд изданий за несколько лет до президентских выборов начал разворачивать избирательную кампанию. И при этом речь шла преимущественно о СМИ, рассчитанных на читателя с выше среднего интеллектуальным уровнем.

 

Вспомним-ка, насколько серьезнее была тогда "Украина молодая", насколько основательнее "Зеркало недели"... А 5-й канал? Журналисты делали на нем почти все, что считали необходимым; так же, как и на радио НАРТ, тем более – в Интернет-изданиях. И владельцам этих СМИ каким-то чудом хватило ума не очень вмешиваться...

 

Собственно, что тогда произошло? Оппозиционные масс-медиа – как и на сломе 1990-х – выполнили свою общественную миссию. Не опускаясь к гламуру, к заигрыванию с плебейскими (пусть и зажиточными) слоями населения, они стали средством коммуникации гражданского общества; обращаясь к образованной, профессиональной и экономически активной части избирателей, они превращали свою аудиторию в волонтеров, когда один агитировал и мобилизировал десять.

 

А как веселилась широкая публика с тех билбордов! Какие "фотожабы" были в Интернете! Какие анекдоты тогда родились – до сих пор их вспоминают!

Другими словами, у команды Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко тогда был единственный ресурс, который давал возможность победы, это – гражданское общество. И несколько лет перед 2004-м помаранчевый бизнес финансировал структуры этого общества – от СМИ до НГО. Финансировал плохо, действовал неуклюже, временами по-хамски, но все же...

 

И к тому же все оппозиционные политики старались показать свой интеллект, свою способность осмысливать проблемы. Даже Леонид Черновецкий. Тогда как Виктор Янукович рассказывал разве что об "афонских старцах с Иерусалима".

 

Полгода-год после получения власти этой командой по инерции что-то продолжалось. Но уже летом 2005 года еще недавно революционные и демократические владельцы выключили НАРТ, начали переформатировать прессу, откровенно начхали на потребность в поддержке целого ряда Интернет-изданий и общественных организаций.

 

А дальше все наперегонки начали использовать политические и информационные технологии перед тем побежденной ними команды Виктора Януковича. С каждым годом все больше и больше. Постчорнобыльские политические мутации...

 

Сегодня количество изображений Николая Катеринчука по Киеву уже превышает число билбордов с портретом "проффесора" славного 2004-го.

 

Сегодня избирательные программы Виталия Кличко и Александра Турчинова составлены на таком уровне, как это делалось политтехнологами бело-голубых: ничего, пипл схавает еще и не такое! Может, за этими программами и стоят какие-то реальные разработки, на самом деле способные послужить всем киевлянам, но форма всего этого отрицает такую возможность. Потому что, как помним, форма содержательна.

 

Автор уже не говорит о том, что волонтеров на этих выборах практически нет – все работают только за деньги, разве что у Тягнибока есть несколько сотен добровольцев. Но, в отличие от 2004 года, не из числа отягощенных высоким интеллектом.

 

В общем, создается впечатление, что бывших помаранчевых гражданское общество сегодня пугает не меньше, чем их оппонентов, а рост числа морально ответственных интеллектуалов, чье слово имеет большое влияние на общину, для них нежелательно.

 

Приходится предположить, что "демократические" политики просто боятся конкуренции, привыкнув еще, во времена Леонида Кучмы к простым и удобным методам манипулирования массами, – вплоть до подтасовки волеизъявления избирателей.

 

Так и стали Луценко, Турчинов и Катеринчук на выборах столичного городского председателя некими нью-януковичами. Которые не хотят годами целеустремленно работать с разными группами избирателей, на равных вести с ними разговоры, убеждать, привлекать, объяснять...

 

Ведь проще раздать деньги плюс обещания – и выставить на всех улицах свою гламурную улыбку. Не хватает только сакраментальной гречки. И это в Киеве, который еще в 2004 году доказал: на него, на ¾ его избирателей такое не действует!

 

Поэтому не случайно, наверное, все чаще сейчас приходится слышать от знакомых и незнакомцев, что они не пойдут на выборы или проголосуют за Леонида Черновецкого – просто на зло "тем умникам", чтобы не считали нас идиотами.

 

Что же, в таком случае действующей мэрской команде хватит и ¼ голосов, чтобы подтвердить свою власть в столице. А бывшие помаранчевые, значит, смогут украсить гламурными билбордами свои политические могилы...

 

Юрий Луканов

Українська Правда