Оказывается, несмотря на бытующее мнение, нет. Наоборот, счета за электричество растут,- доказывают американцы в опубликованной 5 февраля 2008 г. работе «Does Daylight Saving Time Save Energy?».

 

Если ученые из Калифорнийского университета в Санта Барбаре правы, то  операции по переходу на «летнее» и «зимнее» время не имеют смысла. Или необходимо придумать для них другие основания. Кто вообще это придумал? Похоже, что Бенджамин Франклин – один из отцов и авторов конституции Соединенных Штатов. Будучи американским послом в Париже, в 1784 году, в один из весенних дней, в шесть утра он проснулся от шума. С удивлением обнаружил, что за окном уже совсем свело, а парижане все еще крепко спят за закрытыми жалюзями после ночных безумств. « Если бы не я не проснулся так рано, храпел бы в кровати, как и все, еще до полудня и проспал бы шесть часов солнечного дня, - написал Франклин в письме в «Journal de Paris», - а потом вечер и ночь проводил бы при свете свечей».

 

Напрасный расход миллионов тонн воска

Франклин также был еще и ученым, поэтому быстро определил, что раньше поднимаясь и раньше ложась спать, парижане могли сэкономить более 62 млн. фунтов свечного воска в год. Он не призывал к сдвигу времени, а скорее к изменению образа жизни. В шутку предлагал ввести налог на окна с жалюзями или ставнями, сократить продажу свеч, а по утрам звонить в церковные колокола, а, если это не поможет разбудить парижан, то стрелять из пушки. 2 Заставь человека подниматься в четыре утра, так он сам будет ложиться спать в восемь вечера. И это будет трудно только несколько дней»,- утверждал Франклин.

 

Однако, его идея не имела успеха в течение ста лет. И только в трудные годы I мировой войны заставили человечество искать источники экономии.

 

Первыми, в 1916 году перевод времени ввели немцы. Благодаря этому сумерки наступали позднее и люди, возвращающиеся с работы, позднее включали свет в своих домах. Потребляли меньше электричества, а значит его больше оставалось для производства оружия и боеприпасов. Во всяком случае, замысел был именно таким. Этот почин подхватили британцы и другие европейские страны. Потом, идея пересекла океан и американцы тоже включились в экономию электроэнергии. Однако голоса противников идеи были достаточно сильными. Среди их главных аргументов были необходимость изменения графика движения поездов и неудобства для работников сельского хозяйства, ведь домашняя скотина не реагировала на изменение времени, а, значит, у их хозяев просто забирали один час сна. Наиболее оригинальный аргумент привел в британском парламенте лорд Бальфор: « Допустим, что какая-то несчастливая женщина беременна близнецами и один из них появится на свет за 10 минут до часу ночи, а второй уже после перевода часовых стрелок. Очередность их рождения тогда станет противоположной. А такая смена может повлиять на их право наследства…».

 

В Америке оппозиция была настолько сильной, что сразу же по окончании I мировой войны перевод времени был отменен более чем на 20 лет. В настоящее время перевод часовых стрелок производят в 70 странах мира. Импульсом к введению «летнего» и «зимнего» времени послужил первый нефтяной кризис в 70-тых годах прошлого века. Так же, как и в тяжелые военные годы, мир искал тогда методы экономии потребления энергии. Но приносит ли изменение времени эту экономию в действительности? Удивительно, но на эту тему данных необычно мало, а те, которые есть, весьма неоднозначны.

 

По уму все иначе  

Американский Департамент транспорта, например, опубликовал в 1975 году, что продление летнего времени в США в марте и апреле фактически уменьшило потребление электроэнергии, но всего лишь на 1 процент. Однако годом позже Государственное и Бюро стандартов усомнилось в этом выводе и утверждало, что в действительности данные о такой экономии отсутствуют, потому что некорректно сравнивать постоянно растущий в связи с развитием транспорта расход электроэнергии. К тому же, он существенно меняется даже из-за погодных условий.

 

В этих спорах, как иногда бывает, помог случай. Как оказалось, в американском штате Индиана только в нескольких из 92 графств переходили на летнее время. Такая же ситуация, кстати, была и на Гавайях и в части Аризоны. Фермеры в Индиане, где царствуют кукурузные и соевые поля, бойкотировали перевод времени, потому что больше хотели иметь светлое утро, чем ясный вечер. Но через несколько лет победили те, которым мешала разница во времени с другими штатами. В результате голосования с весны 2006 года весь штат, как и остальная страна, также два раза в год стал переводить стрелки часов.

 

Двое ученых из Калифорнийского университета, проф. политэкономии Мэттью Котчен и его аспирантка Лаура Грант, решили установить, как эти события повлияли на потребление электричества. Они получили от местного поставщика электроэнергии показания счетчиков практически всех частных владений, расположенных на юге штата. В результате они получили возможность сравнить данные по потреблению электроэнергии до  и после введения смены времени. Одновременно, по показаниям счетчиков в графствах, в которых уже давно действовало правило перехода на летнее и зимнее время, ученые могли исследовать воздействие на потребление электроэнергии погодных условий.

 

Что же было установлено? Вместо того, чтобы экономить, жители Индианы израсходовали на электроэнергию 8,6 млн. долларов. Именно столько составляли дополнительные счета на электричество, выросшие на 1 – 4 процента. Эти данные абсолютно противоречат бытующему мнению. Вряд ли на такие результаты рассчитывал Бенджамен Франклин. Но ведь с тех времен, когда он предлагал введение сезонной смены времени, условия жизни существенно изменились. Проф. Мэттью Котчен установил, что дополнительный час дневного времени действительно вечером уменьшает расходы на освещение, но зато на час больше работают распространенные в американских домах установки кондиционирования. Поднимаясь по утрам на час раньше, люди вынуждены подогревать воздух в домах.

 

Почему так?

Остается неизвестным, как результаты из Индианы интерполируются на другие штаты и страны, тем более на расположенные севернее. В Европе уже давно сомневаются в практическом экономическом эффекте от перехода на сезонное время.

 

Если так, то зачем вообще морочить себе голову этим изменением? Ведь двукратный переход во времени является большой проблемой для управления движением поездов, полетами авиации. Отнюдь не безболезненно эта смена времени проходит и для людей. Некоторым требуется почти недельная адаптация своих биологических часов к новым условиям.

 

С другой стороны, продлевая время светлых вечеров, мы существенно уменьшаем число преступлений и дорожных происшествий. Вечерами мы становимся более активными и больше отдыхаем на воздухе, совершаем шоппинги, что влияет на экономический рост. Одним из самых неожиданных позитивов изменения времени был тот факт, что в сентябре 1999 года в Израиле бомба с часовым механизмом взорвалась на час раньше и убила самих террористов, а не невинных людей.

 

Ясно только одно. Никто еще не исследовал баланса позитивных и негативных факторов, связанных с ежегодными манипуляциями с часами. Может быть правы такие страны, как Япония, Индия или Китай, которые не видят причин, чтобы играть в эту игру.

Анатолий Пилипенко